Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

8. Повторение

Даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с чернилами.
Китайская поговорка

Моя память имеет странную особенность. Если она помогает, то это происходит лишь до тех пор, пока я пользуюсь ею. Но как только я перенесу ее содержание на бумагу, она оставляет меня. И то, что написано, я уже никогда не могу вспомнить.
Жан-Жак Руссо

Повторение как познавательный процесс

Рационально или нерационально - вот в чем вопрос!

Как и большинство поговорок, использованная в качестве эпиграфа китайская поговорка, несомненно, содержит зерно истины: к тому, что записано, можно обращаться снова и снова, даже если в памяти не осталось ничего. Но в нашей повседневной деятельности мы не можем и не должны все записывать. Ценность памяти состоит именно в том, что мы можем хранить в ней - в течение короткого или длительного времени - огромные количества самой разнообразной информации, которую мы при необходимости можем воспроизвести, не обращаясь к помощи таких средств, как, например, записная книжка. Однако это замечательное свойство памяти может быть использовано только при условии, что воспринятая информация не только запечатлена, но и закреплена так, что хранится в памяти длительное время. Один из важнейших способов закрепления информации - повторение - всем хорошо известен. Но, вероятно, менее известно, что между стихийным, самопроизвольным повторением и повторением, опирающимся на рациональные принципы, различие очень велико. Нерациональный подход даже при большом количестве повторений запоминаемого материала может привести лишь к поверхностному закреплению, использование же рациональных методов позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания даже при относительно небольшом количестве повторений. Напрашивается, следовательно, вопрос: как осуществить рациональное повторение запечатленной информации?

Наибольшее количество информации теряется на ранних стадиях запечатления

Как и другие фазы памяти, повторение запечатленной информации является познавательным процессом. Его особенность по сравнению с восприятием концентрацией и запечатлением состоит в том, что здесь речь идет не о формировании нового процесса, а о работе уже сформировавшегося. Иными словами, повторение информации состоит в повторном протекании процесса запоминания от восприятия (через концентрацию) до запечатления. Повторение повышает интенсивность работы этих фаз памяти. Информация все более полно и всесторонне включается в информационную сеть памяти и благодаря этому закрепляется. Согласно некоторым данным, время работы мгновенной 2 памяти - 20 секунд - недостаточно для закрепления. Информация, которая не закрепилась в памяти в течение 20 секунд, может быть потеряна навсегда. Только в том случае, если информация находится в памяти больше 20 секунд, она переходит в кратковременную память и таким образом закрепляется на более или менее длительное время. Однако и здесь действует принцип максимальной потери на ранних стадиях. Чем дольше повторяется информация, тем в целом более интенсивно протекает процесс ее закрепления в памяти.

Ценность перерывов

Повторение должно быть рациональным, т. е. обеспечивать закрепление на длительное время при минимальном числе повторений. Как показывают исследования, заучивать материал сразу до конца нецелесообразно: повторение через более или менее продолжительные промежутки времени значительно снижает число необходимых повторений. Данный факт в настоящее время не имеет исчерпывающего объяснения. Возможно, такая особенность процесса повторения обусловлена, в частности, тем, что, начиная с момента запечатления, информация становится органической частью системы знаний, хранящихся в памяти, и связывается тем или иным образом с различными областями этой системы. Поэтому переработка и закрепление информации косвенным путем - на основе установления связей со сходной информацией - происходят и в промежутках между повторениями. Промежуток времени между повторениями может быть, таким образом, периодом косвенного закрепления информации. Эти промежутки должны быть возможно более длительными, но не настолько, чтобы информация могла теряться. Допустим, например, что мы хотим подготовиться к экзамену в течение семи дней и для эффективного запечатления изучаемого материала требуется пять повторений. Было бы нерационально осуществить эти повторения в течение одного дня. Более разумно распределить их на все семь дней, причем промежутки времени между повторениями не должны быть слишком продолжительными.

Какими должны быть промежутки времени между повторениями?

Для обеспечения рационального повторения важно не просто его распределение во времени. Большое значение имеет также правильный выбор промежутков времени между отдельными повторениями. Возникает вопрос, что лучше: осуществлять повторения через равные промежутки времени или же последние следует на основе тех или иных соображений варьировать?

Вероятность потери информации, как уже говорилось, максимальна на ранних стадиях запечатления. Чем дольше информация находится в памяти, тем меньше опасность ее потери. Поэтому в начале процесса заучивания промежутки времени между повторениями должны быть короче, а затем' их следует постепенно увеличивать. Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что в первый день материал следует повторить дважды, на второй день - один раз. На третий день повторять не надо, а на четвертый - снова повторить один раз. Затем следует пропустить два дня и последнее повторение провести на седьмой день. При такой организации работы эффективное запечатление будет обеспечено при меньших усилиях, чем в случае, если бы повторения выполнялись ежедневно в течение семи дней.

Рациональное повторение

1-й день
2-й день
3-й день
4-й день
5-й день
6-й день
7-й день
**
*
*
*

Нерациональное повторение

1-й день
2-й день
3-й день
4-й день
5-й день
6-й день
7-й день
*
*
*
*
*
*
*

Запечатление будет еще хуже, если все пять повторений выполнить в течение первого дня. И, наконец, принципиальной ошибкой было бы вообще отказаться от повторений в первые дни и перенести их на последние. Возможно, что в этом случае изучаемая информация была бы безвозвратно потеряна, и тогда повторение вообще оказалось бы неосуществимым.

Некоторые практические правила

Количество повторений, необходимое для успешного запоминания, зависит от характера информации, особенностей памяти и умственных способностей индивида. Значительная по объему и трудная для понимания информация требует, очевидно, больше повторений, чем небольшая и легко понимаемая. Наличие у человека склонности к логическому мышлению, богатой фантазии и способности к концентрации, как правило, снижает потребность в повторениях. Поэтому необходимое число повторений для каждого человека сугубо индивидуально. Тем не менее, попытаемся дать некоторые практические рекомендации.

Число повторений в любом случае должно быть достаточным, чтобы информация не терялась в течение нужного времени.

Если информацию требуется запечатлеть на несколько дней, то ее целесообразно повторить через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

При повторении всегда следует несколько выходить за рамки той области знаний, к которой непосредственно относится изучаемая информация.

Метод заучивания целиком и по частям

Информацию большого объема можно усваивать как целиком, так и по частям. Например, текст можно заучивать предложение за предложением, а стихотворение - строфу за строфой, но можно и путем многократного повторения всего текста или стихотворения. При заучивании по частям материал дробится на фрагменты, в результате взаимосвязь между ними нарушается. Это затрудняет запечатление и увеличивает число необходимых повторений. При заучивании целиком вся информация, например текст, запечатляется за один прием и дальше повторяется как целое. Взаимосвязи между отдельными частями постигаются при этом быстрее и точнее, число необходимых повторений уменьшается. Поэтому там, где возможно, следует отдавать предпочтение методу заучивания целиком.

Но если объем информации достаточно велик, данный метод оказывается малоэффективным. В этом случае информацию следует разбить на возможно более крупные фрагменты, которые в смысловом отношении являются законченными единицами. При первом повторении повторяется как целое уже запечатленный фрагмент (А-Б), а второй фрагмент (Б-В) запечатляется. На следующей стадии повторяются оба первых фрагмента (А-Б, Б-В) и запечатляется следующий (В-Г) и т. д. Схематически это можно представить следующим образом:

  1. Запечатление А-Б.
  2. Повторение А-Б, запечатление Б-В.
  3. Повторение А-Б, повторение Б-В, запечатление В-Г.
  4. Повторение А-Б, повторение Б-В, повторение В-Г и т. д.

Метод заучивания по частям целесообразно применять также при работе с материалом, отдельные части которого различаются по степени трудности. В этом случае вначале каждая часть заучивается отдельно с учетом ее трудности, а затем весь материал повторяется как целое.

Формула ОЧОГ

Опрашивая студентов, я установил, что, готовясь к экзамену, они, как правило, заучивают материал путем более или менее недифференцированного многократного чтения. Текст читается одним и тем же способом до тех пор, пока он не "осядет"; ведь знаниями о научном методе запечатления, о рациональных принципах повторного чтения студенты не располагают. Однако такое неупорядоченное повторение чрезвычайно неэффективно с точки зрения закрепления информации в памяти. Оно требует значительных усилий, а по результативности далеко уступает запоминанию, основанному на рациональном повторении.

В этой связи представляет интерес эксперимент, проведенный в Казанском университете. Были образованы четыре экспериментальные группы испытуемых, перед каждой из которых ставилась задача запомнить текст. В первой группе преподаватель четыре раза прочитывал текст вслух. Во второй - три раза прочитывал, а один раз студенты пересказывали его мысленно, в третьей группе текст был дважды прочитан и дважды мысленно пересказан, а в четвертой - прочитан преподавателем один раз и трижды мысленно пересказан студентами. Наиболее успешно воспроизводили текст студенты четвертой группы. Несколько менее эффективным было запоминание в третьей группе; во второй и особенно первой группах студенты запомнили текст плохо. Этот результат нашел отражение в формуле ОЧОГ (начальные буквы соответствуют четырем этапам процесса повторения).

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч - чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г- главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторных чтений должно быть возможно меньше, а количество мысленных пересказов, повторений по памяти увеличивается до необходимого. Повторения распределите во времени рационально.

Основные принципы повторения информации

1. Непосредственно после восприятия повторяйте информацию в течение примерно 20 секунд. Следите за тем, чтобы воспринятая информация, которая не должна быть потеряна, сохранялась в памяти сразу после восприятия в течение времени, большего 20 секунд.

2. Промежутки времени между повторениями должны быть как можно больше.

3. Промежутки времени между повторениями необходимо постепенно увеличивать.

Поскольку больше всего информации теряется на ранней стадии закрепления, повторения на этой стадии нужно производить возможно чаще, а затем делать их все более редкими.

4. Заучивать надо несколько выше достаточного уровня.

Как показывает опыт, число повторений должно быть таким, чтобы информация была усвоена несколько выше того уровня, который вам представляется достаточным.

5. При возможности материал следует заучивать целиком.

Если объем усваиваемой информации не слишком велик, ее следует запечатлять сразу за один прием и повторять как единое целое.

6. При повторном чтении использовать формулу очог.

Беспорядочное и однообразное повторное чтение бессмысленно. В случае необходимости повторения текста следует поступать в соответствии с формулой ОЧОГ. Не забывайте при этом, что количество повторных чтений следует свести к минимуму, но при этом материал нужно повторять по памяти столько раз, сколько потребуется.

Упражнения

Упражнение 11: рациональное повторение информации

Предлагаемый ниже текст поможет вам поупражняться в применении метода повторения. Прочитайте его, используя формулу ОЧОГ. Разделите текст на законченные по смыслу фрагменты и постарайтесь запомнить их, руководствуясь методом запоминания целиком. Повторения распределите рационально, т. е. сделайте промежутки времени между отдельными повторениями возможно большими и постепенно их увеличивайте. Постарайтесь усвоить текст несколько выше уровня, который вам представляется достаточным. Запомнив текст, попросите кого-нибудь проверить точность вашего воспроизведения.

"Повышать производительность умственного труда, но как?

Напряженный трудовой день завершен. Утомленные, уставшие, почти совершенно неспособные к какой-либо умственной работе, мы возвращаемся домой. Мысль о том, что нашу интеллектуальную продуктивность можно повысить, кажется прямо-таки абсурдной. Разве не достигли мы уже давно пределов своих возможностей или даже превзошли их? Но как же тогда сможет человек будущего соответствовать тем гигантским требованиям, которые оно поставит перед ним?

Сегодня все более широкое признание получает мысль о том, что повышение производительности умственного труда, в первую очередь производительности труда научных работников - которая в значительной степени определяет производительность общественного труда вообще (включая материальное производство), - уже не может быть обеспечено только привычными методами. В структуре умственного труда, в нашем отношении к нему назревают коренные изменения. Это проявляется в растущем понимании того, что оптимальное использование наличных интеллектуальных ресурсов, применение научной технологии умственного труда, а также научные методы управления, планирования и организации в сфере научной и вообще умственной деятельности по меньшей мере столь же значимы, как и в сфере материального производства. Однако, к сожалению, в смысле научной организации умственный труд находится сегодня, пожалуй, на той же стадии, что и в период ремесленного производства. Иными словами, почти вся интеллектуальная деятельность в современном обществе осуществляется - с точки зрения методов ее организации - почти исключительно стихийно, без привлечения научных методов. Это означает, что наши интеллектуальные ресурсы не используются оптимальным образом и не развиваются соответственно нашим возможностям.

Известно, например, что возможности мозга людей, занятых умственным трудом, используются всего лишь на каких-нибудь 3-10%. Люди, мозг которых частично поврежден, нередко оказываются способными к эффективной научной работе. Так, Луи Пастер написал свои важнейшие труды после заболевания, следствием которого явилось нарушение деятельности некоторых структур мозга. Можно, следовательно, полагать, что пока наш интеллектуальный потенциал используется далеко не полностью. Но важно не только это. Еще большее значение, чем полнота, имеет научная обоснованность реализации наших интеллектуальных возможностей. Если спросить, как вы используете свои способности к концентрации, запоминанию, чтению, назвав таким образом только некоторые из видов психической деятельности, то придется констатировать, что ваши интеллектуальные возможности чаще всего реализуются стихийно, ибо вы не располагаете - соответствующими методами их развития. Однако доказано, что, например, с помощью мнемотехники (специальные приемы запоминания) можно достигнуть значительных результатов в повышении продуктивности памяти. Следует также напомнить о научных методах повышения эффективности чтения. Исследования, проведенные мною при участии более чем 2000 испытуемых, показали, что с помощью таких методов скорость чтения можно повысить в среднем на 300%.

Обратимся к другой области умственного труда - "выработке" идей. Как уже говорилось, в настоящее время этот процесс осуществляется преимущественно стихийно, случайно, непланомерно. Этот факт объясняет возникновение такой науки, как эвристика, которая ищет оптимальные пути планомерной и целесообразной разработки идей. Синектика и логика дискуссии исследуют возможности рационализации проведения заседаний, часто чрезмерно длинных и не всегда плодотворных. Наукометрия поможет нам оптимизировать величину и состав коллективов работников, занимающихся умственным трудом, продолжительность интеллектуально-творческой деятельности, определить время, наиболее благоприятное для ее осуществления.

Короче говоря, уже сегодня использование научных методов организации умственного труда позволяет при незначительных затратах существенно повысить его производительность. Относительно низкий уровень технологии умственного труда, его преимущественно стихийный характер все чаще становятся тормозом дальнейшего развития общества. На данном этапе интеллектуальная продуктивность человека не соответствует возможностям, которые предоставляют ему наука и техника, в частности автоматы.
Наверное, человек будущего не без удивления узнает о нашем времени, когда относительно высокий уровень развития материального производства, а также естественных и общественных наук соседствовал с прямо-таки поразительно низким уровнем технологии умственного труда.

И если сейчас в конце рабочего дня мы находимся на пределе наших духовных сил, то дело отнюдь не в том, что мы достигли границ своих возможностей - просто эти возможности реализуются далеко не полностью. В нayчной организации нашей умственной и особенно творческой деятельности, в более полном использовании интеллектуального потенциала человека заключены огромные резервы повышения производительности умственного труда, к осознанию которых - не говоря уже об их подлинной реализации - мы сегодня едва только начинаем приближаться".

Выполняйте аналогичные упражнения, пока не освоите метод повторения. Следите, чтобы при этом каждый раз закреплялись также методы восприятия, концентрации и запечатления. Старайтесь использовать все указанные методы при запоминании информации в своей повседневной работе. Не забывайте о всестороннем использовании анализаторов, направляйте внимание на существенное и сознательно отбрасывайте несущественное. При запечатлении выбирайте целесообразные и релевантные связи, рационально распределяйте повторения.

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100