Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

5. Восприятие информации

Память - как волшебное сито, она пропускает мусор и сохраняет золотые зерна.
Константин Паустовский

Память - это не компьютер

Как-то известный английский математик Тьюринг предпринял попытку доказать, что компьютер может мыслить как человек. Для этого он провел следующий эксперимент. Несколько человек были помещены в изолированные комнаты. Они могли связываться друг с другом - задавать вопросы и отвечать на заданные им - только с помощью пишущей машинки. В одной из комнат находился компьютер, который также мог спрашивать и отвечать. Оказалось, что во многих случаях было трудно установить, кто участвует в разговоре, человек или компьютер. Отсюда был сделан вывод: различия между мышлением человека и машины не существует.

Некоторые ученые считают, что и память человека можно сравнить с памятью компьютера. Вообще в ходе развития учения о памяти ее не раз сравнивали с тем или иным техническим устройством: с восковой доской, на которой "рукою опыта" залечат" деваются происходящие события, с гидравлической машиной, с телефонной станцией. В известной мере эти аналогии оправданы. Так, компьютер действительно способен обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию подобно тому, как это происходит при работе памяти. Однако здесь можно говорить именно только о подобии. Тьюринг не учитывал того обстоятельства, что мышление человека представляет собой не механическую операцию, как у компьютера, а активную деятельность, направленную на изменение окружающей действительности. Точно так же и память - это не механический, а сложный динамический процесс, являющийся важнейшим компонентом деятельности человека и помогающий ему в освоении и преобразовании внешнего мира. Поэтому память может быть научно осмыслена только при условии, что она будет рассматриваться в первую очередь как познавательный процесс, с помощью которого человек постигает окружающий мир и в ходе своей деятельности учится подчинять его своим целям.

Рассматривая память как процесс, в ней можно выделить ряд фаз. Некоторые из них исследованы наукой лишь частично. Учитывая задачи этой книги, мы ограничимся здесь кратким описанием шести связанных между собой фундаментальных фаз работы памяти: восприятие, концентрация, запечатление, повторение, забывание и припоминание.

Наилучшая пчела и самый плохой архитектор

В предшествующем разделе мы говорили о том, что память необходимо понимать как некий процесс. Следует добавить - активный, целенаправленный процесс и для того, чтобы он протекал эффективно, его надо рационально организовать. По отношению к памяти такое утверждение звучит весьма непривычно. Неужели она действительно доступна для каких-либо организующих воздействий? Для ответа на этот вопрос обратимся еще раз к функции, которую выполняет память. Она состоит прежде всего в том, чтобы выделить из окружающего нас бесконечного многообразия внешнего мира существенную информацию, запечатлеть ее, сохранить и воспроизвести, когда это необходимо. Следовательно, память является непременной составляющей нашей трудовой деятельности и представляет собой определенный вид умственной работы, без которой человеческий труд был бы невозможен.

Рассматривая процесс памяти под этим углом зрения, то есть как некую работу, уместно вспомнить знаменитое высказывание Карла Маркса: "Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека". Иначе говоря, прежде чем приступать к работе, необходимо предварительно обдумать, что и как надо делать, чтобы работа выполнялась осознанно и целенаправленно. Непривычность выражения "организация" по отношению к памяти обусловлена не объективным положением вещей, а нашей привычкой осуществлять процессы памяти стихийно, без их предварительного обдумывания и, следовательно, без их научной организации. Так, мы обычно заранее не знаем, какую информацию (и где) следует сохранять, какую отбросить, а какую забыть, придется ли припоминать забытое, и если да, то как. Эта стихийность процессов памяти, отсутствие их научной организации приводит к тому, что часто бывает трудно понять, мы управляем этими процессами или они нами. В результате продуктивность памяти оказывается намного ниже возможной. И если воспользоваться приведенными словами Маркса, то мы можем сказать, что сегодня в отношении памяти мы находимся скорее на уровне наилучшей пчелы, чем самого плохого архитектора.

Управление памятью начинается тогда, когда создается возможность осознать составляющие ее процессы и на этой основе с помощью специальных методов обеспечить их эффективное протекание. В последующих главах мы попытаемся вкратце проанализировать познавательные процессы, характерные для шести основных фаз памяти, и методы их рациональной организации. Мы также предложим читателю тренировочные упражнения, служащие закреплению этих методов. В данной главе рассматривается первая фаза памяти: восприятие информации.


Восприятие информации как познавательный процесс

Выбор информации

Работа памяти начинается с восприятия информации, которое в значительной степени является процессом выбора. Из огромного разнообразия сведений, обрушивающихся на человека, прежде всего надо выделить существенное и несущественное. Поэтому важно выяснить, что же с точки зрения выбора информации следует считать существенным, а что - несущественным.

Существенным в этом смысле будет в первую очередь то, что решающим образом помогает достижению познавательных целей, несущественным - то, что такого воздействия не оказывает. Допустим, вы поставили перед собой цель изучить ту или иную специальную область. Если при этом вы хотите, чтобы ваша память хорошо работала, вы должны вначале решить, какая информация для вас существенна, а какая нет. Существенной будет та информация, которая способна оказать решающую помощь при овладении данной специальностью, несущественной - которая такой помощи оказать не может. Если вам удастся квалифицированно произвести этот выбор, то можно считать, что вы сделали первый шаг к улучшению своей памяти. Теперь вы сможете освободиться от ненужного хлама и направить внимание на самое основное. Предпосылкой хорошей памяти является поэтому осознание человеком целей своей деятельности, цели познания и различение информации, определяющей достижение целей, и информации, не решающей эту задачу. Чем более квалифицированно произведен этот выбор, тем эффективней работа памяти.

Разумеется, правила тренировки не могут в каждом конкретном случае указать, что существенно, а что нет. Решить эти вопросы поможет ваш жизненный опыт, ваша квалификация, образование и т. п. Но тренировка памяти в свою очередь поможет более сознательно и эффективно использовать ваши знания и опыт при принятии таких решений, позволит создать, таким образом, одно из условий для рациональной ее организации. При этом лишний раз подтвердится азбучная истина: тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности.

Всестороннее и интенсивное использование органов чувств (анализаторов)

Восприятие информации начинается с работы органов чувств или анализаторов, то есть с зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных ощущений. Информация определенного вида поступает к нам обычно только через соответствующие анализаторы. Например, звуки - через уши, запахи - через нос и т. д. Однако многие виды информации, включающие различные компоненты, могуг восприниматься одновременно несколькими анализаторами. Ценным результатом психологических исследований является понимание того факта, что люди воспринимают информацию преимущественно с помощью своего наиболее сильного анализатора; чаще всего им является зрение, значительно реже - слух. Важнейшим условием высокой продуктивности памяти является возможно более эффективное использование анализаторов при восприятии информации. Но для этого вы должны в свою очередь знать, какой анализатор, зрительный или слуховой, работает. у вас более интенсивно. Большинство людей такими знаниями о себе не располагают, хотя сопоставить эффективность анализаторов можно относительно простым способом. Попытаемся это сделать.

Прочитайте приведенный ниже текст с обычной для вас скоростью. Зафиксируйте время, затраченное на чтение. Закончив чтение, запишите по памяти все, что запомните.

"Демократия и свободная рыночная конкуренция

Очень часто, когда я, торопясь на лекции, поднимаюсь по ступенькам главного входа университета им. Гумбольдта и читаю написанный золотыми буквами 11-й тезис Карла Маркса о Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его", - мне вспоминаются студенческие годы, проведенные в США.

Я жил тогда в городе Миннеаполисе, штат Миннесота. Каждый день, кроме воскресенья, в 8 часов утра я на трамвае отправлялся в университет. Проезд в трамвае стоил десять центов, т. е. почти два с половиной доллара в месяц. Довольно значительная сумма для студента, который, как и большинство американских студентов, не получал стипендии и возможность учиться обеспечивал собственными силами. Как говорят американцы, "я проработал себе дорогу через университет": днем учился, а ночью работал токарем на заводе. Однажды утром стоимость проезда на трамвае увеличилась до двенадцати центов, через неделю - до пятнадцати. Затем в течение нескольких недель она подскочила до двадцати центов. Возмущение людей, пользующихся трамваем, начало принимать угрожающие размеры. В университете был организован митинг. Конфликт привлек внимание властей. Что-то должно было произойти. И вот стало известно следующее. Оказывается, трамвайная сеть Миннеаполиса, города с миллионным населением, была куплена известным гангстером, который взвинтил стоимость проезда, чтобы увеличить свои прибыли. Студенты потребовали у гангстера объяснений. "А почему нет? - ответил тот, - в конце концов мы живем в условиях демократии". Окруженный своими телохранителями, он выступил на студенческом собрании в университете. Смысл его краткой, но весьма поучительной речи был следующий. Мы живем в обществе, для которого высшим принципом является свободная рыночная конкуренция. Каждый бизнесмен может устанавливать на свой товар такую цену, которая допускается рынком. Я строго придерживался этого принципа. Так чего же, собственно говоря, вы от меня хотите? Кому трамвай слишком дорог, пускай покупает автомобиль.

Эти слова напомнили мне высказывание Марии Антуанетты, королевы Франции, в период революции 1789 г. Когда королеве сообщили, что у ее поданных нет хлеба, она спросила: "Почему же они не едят пирожные?" Но следует отметить одно существенное различие между судьбой королевы Франции и гангстера из Миннеаполиса. Первой отрубили голову, а второй, хорошо заработав, продал трамвайную компанию и переехал в другой штат, чтобы там продолжать пользоваться благами свободной рыночной конкуренции. Этот рассказ не выдуман, он зафиксирован в официальном документе федерального правительства США, а именно в одном из отчетов о состоянии преступности в США, и таким образом сохранен для потомства".

Записав все, что вам удалось припомнить после чтения текста, попросите кого-нибудь прочитать вам вслух другой текст, равный по объему первому.

"Из жизни американских студентов

Поскольку речь зашла о свободной рыночной конкуренции, позвольте рассказать о некоторых сторонах жизни американских студентов. Вначале о том, как они сдают экзамены. Американские университеты обычно весьма крупные учебные заведения, и число студентов во многих из них составляет от 20 до 40 тысяч. Экзамены очень многочисленны. Примерно два-три раза в семестр студенты получают по каждому учебному предмету экзаменационный лист с таким количеством вопросов, что ответить на все за предоставляемое для этого время невозможно. К каждому вопросу дается четыре ответа, из которых студент должен выбрать правильный. Сделав выбор, он ставит крестик в одном из четырех кружков, соответствующих вопросам. Экзаменационные листы обрабатываются затем с помощью ЭВМ. Первые 10% студентов, давших наиболее правильные ответы, получают единицу, следующие 20%-двойку, дальнейшие 30-40% - тройку, а остальные - четыре или пять. Даже в тех случаях, когда общий уровень ответов очень высок, принцип процентного дифференцирования не нарушается. Поэтому единицу или двойку может получить только относительно небольшое число студентов. Значительная часть их всегда проваливается. Таким образом, даже в университете принципа свободной конкуренции придерживаются с твердой последовательностью. В результате взаимная поддержка и помощь, совместная борьба за высокое качество учебы - то, что в социалистическом обществе является чем-то само собой разумеющимся, - для американских студентов означали бы прямо-таки самоубийство. "Человек человеку - волк", - такова там мораль.

Однако не только результаты экзаменов определяют будущий профессиональный путь американского студента. Основное значение имеют связи, которые ему удается завязать в университете. Этой цели служат многочисленные клубы для избранных - отдельно для мужчин и женщин. Хорошо, если студент происходит из зажиточной буржуазной семьи, придерживается протестантского вероисповедания и имеет белую кожу. Тогда для него открыты самые избранные клубы, и уже в университете он может положить начало своей профессиональной карьере. Но если его отец рабочий, если он католик или - еще хуже - еврей, не говоря уже о том, что он может быть черным, то его положение крайне сомнительно. Нет, не то, что вы думаете! Он так же может быть членом клуба, так как существуют клубы и для детей рабочих, для студентов-евреев и студентов-католиков, то есть для студентов, принадлежащих к любым классам и слоям населения, исповедующим любую религию и имеющим любой цвет кожи; проявлена максимальная забота о всех. Каждый классифицирован, проверен, отнесен к определенной категории и подготовлен к своему будущему месту в жизни. Привилегированные - наверху, пролетарии - внизу, богатые - в первую очередь, бедные - должны ждать, протестанты здесь, католики там, белым - преимущественные права, черных - туда, где им надлежит быть, красных - отправить в Россию. Редко кому из студентов удается нарушить этот порядок".

Прослушав текст, запишите все, что запомнили. Сравните объем того, что вам удалось воспроизвести в первом и втором случаях. Если объем воспроизведенного больше, когда вы читали текст сами, это свидетельствует в пользу того, что у вас доминирует зрительный анализатор и вы лучше воспринимаете информацию зрительным путем. В противном случае у вас, возможно, преобладает слуховой анализатор и восприятие с помощью слуха играет главенствующую роль. Чтобы оценить свои возможности более точно, следует провести такую проверку несколько раз, используя различные тексты.

Но, как уже говорилось выше, никто не осуществляет восприятия с помощью только одного какого-либо анализатора. Чем больше анализаторов используется, тем интенсивней протекает процесс восприятия. Поэтому одной из предпосылок хорошей памяти является использование при восприятии информации не только доминирующего анализатора, но - вместе с ним и возможно более интенсивно - и других анализаторов. Приведем пример. Если вы хотите запомнить название неизвестных животных, то важно не только видеть их. Запоминание улучшится, если вы услышите название этих животных, сможете погладить их, почувствовать их запах.

У многих людей продуктивность памяти значительно повышается, если при восприятии информации и в процессе ее запоминания они будут заниматься каким-либо посторонним делом. Например, ходить взад-вперед. В литературе описаны многочисленные примеры такого рода. Вероятно, наиболее известный из них - манера работы Карла Маркса. Его зять, Поль Лафарг, писал о нем: "Можно утверждать, что он в своем кабинете работает на ходу; на короткое время он садится, чтобы записать то, что придумал во время ходьбы. От двери к окну пролегла на ковре вытоптанная полоса, которая выделялась с такой же четкостью, как тропинка на лугу". Аналогичный стиль работы отмечен у Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Фридриха Геббеля, Иоганна Готтфрида Фихте, Германа Гельмгольца, Томаса Манна, Герхарда Гауптмана, Эрнеста Хемингуэя, Иоганнеса Бехера и других. Этот факт, вероятно, можно объяснить следующим образом. Процесс мышления, включая память, является, как уже отмечалось, активным процессом, направленным на изменение окружающего мира. Это справедливо и для первой фазы памяти, то есть восприятия информации. Активность восприятия, по-видимому, стимулируется ходьбой, и это приводит к повышению как интенсивности восприятия, так и продуктивности памяти вообще.

Интерес и знания

Общеизвестно, что хорошо знакомые вещи запечатлеваются быстрее и хранятся в памяти дольше. Иначе говоря, качество работы памяти, интенсивность процесса восприятия решающим образом зависят от объема наших знаний. Это можно объяснить тем, что знания хранятся в памяти не в виде бессвязных фрагментов, а как некоторая система взаимосвязанных элементов, как своеобразная информационная сеть, и поступающая новая информация включается в эту сеть. "Незнакомость" новой информации затрудняет или даже делает невозможным ее восприятие. Вместе с тем интенсивность восприятия зависит от качества и объема информационной сети. Объем информационной сети, то есть число входящих в нее связей, определяется заинтересованностью индивида в информации. Чем выше интерес, тем больше количество связей и тем более емкой оказывается структура информационной сети. Качество информационной сети определяется уровнем познавательных возможностей индивида. Глубокие знания обусловливают высокое качество этой сети и соответственно высокую интенсивность процесса восприятия.

Основные принципы рационального восприятия информации

1. Ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию.

Приучите себя к тому, чтобы начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки - возможно более точной и ясной - ее цели. Дайте ответ на вопрос: чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?

Определите затем, какая информация может оказать решающее воздействие на достижение цели. Сконцентрируйте внимание на восприятии этой информации.

2. Всесторонне и интенсивно использовать анализаторы.

Во всех случаях, когда это целесообразно, старайтесь использовать для восприятия информации в первую очередь свой доминирующий анализатор (зрение или слух). Но чем всестороннее используются анализаторы, тем интенсивней протекает процесс восприятия. Поэтому при работе с текстом старайтесь не только понять его смысл, но также представить последний в образной форме. Можно также, если вам это помогает, записывать важнейшие мысли текста. Проговорите текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определенный ритм. Проверьте, не оказывает ли благоприятное воздействие на ваше восприятие ходьба. Там, где целесообразно, попытайтесь использовать анализаторы запаха, вкуса и осязания.

3. Создать интерес, использовать имеющиеся знания.

Попытайтесь сделать информацию, которую надо запомнить, максимально интересной. Для этого особенно важно осознать ее значение для вашей работы.

Используйте все знания, которыми вы располагаете, чтобы сделать процесс восприятия возможно более интенсивным. Для этого полезно поразмышлять о том, что вы уже знаете о воспринимаемой информации, какое отношение она имеет к имеющимся у вас знаниям и как это может помочь улучшению запоминания.

Упражнения

Само по себе обладание знаниями о процессах памяти и рациональных приемах запоминания не может обеспечить повышение продуктивности памяти, если вы не будете упражняться в практическом использовании этих знаний. Чтобы помочь вам, мы приводим несколько упражнений. Их следует рассматривать не как догму или жесткую схему, подлежащую безоговорочному соблюдению, а только как пример, позволяющий понять принцип построения подобных упражнений. Постарайтесь уяснить для себя, какие виды упражнений оказались для вас особенно полезными. Попытайтесь затем самостоятельно построить аналогичные упражнения, беря материал из области вашей практической деятельности или каких-либо других знакомых вам областей. Таким образом, на основе изложенного в примерах принципа построения упражнений вы сможете осуществлять тренировку памяти в соответствии с вашими нуждами и интересами.

Упражнение 1: формулировка познавательной цели и выбор информации

Обратитесь к области знаний, в которой вы работаете. Сформулируйте точно и однозначно - насколько это вам удастся - цель, к которой вы стремитесь, углубляя и совершенствуя свои знания. Запишите ее. Затем возьмите какие-либо литературные источники, касающиеся интересующей вас области, и ознакомьтесь с ними. Выделите в них наиболее существенную информацию и отбросьте несущественную. Запишите существенную информацию и запомните ее.

Продолжайте такие упражнения на другом материале. Постарайтесь приучить себя к следующему: прежде чем воспринимать информацию, нужно сформулировать цель, с которой вы это делаете. Поупражняйтесь также в том, чтобы из разнообразной информации выбирать только то, что решающим образом помогает достижению вашей цели.

Упражнение 2: всестороннее и интенсивное использование анализаторов

Возьмите какой-либо текст и воспользуйтесь для его восприятия своим доминирующим анализатором, т. е. либо прочитайте этот текст, либо прослушайте его, например, с помощью магнитофона. При этом старайтесь возможно эффективней использовать другие анализаторы: прочитайте текст вслух или, если вначале вы прослушивали магнитофонную запись, дополнительно прочитайте его про себя. Проговорите текст, придав ему определенные интонацию и ритм, попробуйте при этом ходить взад-вперед.

Старайтесь не только понять смысл текста, но также представить себе его важные положения в образной форме. Существенные мысли текста запишите.

При выполнении упражнений обратите внимание на то, какую информацию вы воспринимаете лучше всего. Для оценки воспользуйтесь следующими критериями:

  • скорость восприятия информации,
  • прочность удержания воспринятой информации,
  • точность восприятия информации.

Упражнение 3: возбуждение интереса и использование имеющихся знаний

Возьмите какой-либо новый для вас материал. Например, раскройте энциклопедический словарь и выберите статью, содержащую не известную вам информацию, которая покажется вам интересной. Дайте ответы на следующие вопросы:

  • Какое значение имеет эта информация для вашей работы?
  • Почему она вас заинтересовала?
  • Что вам уже известно об этой информации?
  • Как она связана с вашими знаниями?
  • Каким образом она может быть полезной в вашей работе?

Постарайтесь с помощью таких вопросов ввести информацию в систему ваших интересов и мобилизовать себя на ее максимальное запоминание.


Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100