Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

4. Можно ли тренировать память?

И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.
Иоганнес Бехер

В капиталистических странах широкое распространение получил так называемый культуризм. Многообещающие проспекты предлагают желающим курсы обучения, с помощью которых якобы можно превратиться из хилого слабачка в мускулистого Геракла. Но в этой рекламной шумихе, безусловно, есть рациональное зерно: действительно путем длительной и интенсивной тренировки можно значительно развить мускулатуру. Существует мнение, что и память, подобно мускулам, можно тренировать. Чем больше ее тренировать, тем лучше она становится. Если память использовать редко, то она может совсем зачахнуть. Оправдана ли такая аналогия?

Несомненно, между физической и умственной деятельностью существует тесная связь. Хорошо известно, например, что осознанность действий, сила воли, целеустремленность, мотивация и убежденность оказывают существенное влияние на эффективность физической деятельности. И наоборот, физическая активность, например занятия спортом, способствует повышению продуктивности умственного труда. Не отрицая значения этой связи, следует, однако, подчеркнуть специфичность умственной деятельности по сравнению с физической и различие возможностей и условий их тренировки. Так, заниматься физическим трудом можно практически в любое время суток; умственная же деятельность нередко бывает возможна лишь при определенных условиях. Физическую деятельность можно без всяких затруднений прекратить в любой момент времени. Но "отключить" таким же образом умственную деятельность часто бывает трудно или даже невозможно. Эти и множество других примеров подчеркивают отличие умственного труда от физического. Развитие умственных и физических способностей подчиняется различным закономерностям, и механическое уравнивание тренировки памяти и тренировки мускулов недопустимо.

Кроме того - и это главное, - исследования показывают, что простое механическое упражнение памяти вообще не приводит к повышению ее продуктивности. Испытуемые, которые в течение нескольких недель заучивали тексты наизусть, в конце эксперимента запоминали материал хуже, чем вначале. Причина состоит, вероятно, в том, что тренировка стихийно сложившихся механизмов памяти, с одной стороны, вызывает психическую усталость, а с другой - загружает сознательную память несущественным материалом и тем самым затрудняет восприятие существенного. В результате продуктивность памяти не только не увеличивается, а наоборот - уменьшается. В прошлом считали, что зазубривание учениками латинских слов способствует общему улучшению их памяти. Но исследования показали несостоятельность и этого мнения. Как свидетельствуют новейшие научные данные, существенное увеличение потенциальных ресурсов памяти, по-видимому, вообще невозможно. Поэтому улучшить ее при помощи упражнений, как мускулатуру, нельзя. Значит ли это, что тренировка памяти не имеет смысла? Ни в коем случае! Если врожденные ресурсы памяти и неизменны, то остается возможность более рационального их использования. Сознательное применение приемов запоминания позволяет преодолеть недостатки стихийной деятельности врожденных механизмов памяти и намного повысить ее эффективность. Исследования показывают, что тренировка в применении таких приемов позволяет достигнуть значительного, а порой прямо-таки поразительного повышения продуктивности памяти. Поэтому основной принцип тренировки памяти можно сформулировать так: тренируй не стихийно сложившиеся механизмы памяти, не механическое зазубривание, а применение научно обоснованных методов сознательной и рациональной организации процессов памяти.

При этом нельзя, конечно, забывать, что память является органической составляющей человеческой личности. Тренировка памяти должна гармонически вписываться в систему обучения и учитывать влияние на продуктивность памяти таких факторов, как мотивация, эмоции, отношение к учебе, интересы, особенности характера, уровень развития, состояние здоровья и т. п. Хотя эти факторы в книге непосредственно не затрагиваются, при организации тренировки их необходимо принимать во внимание. Здоровый образ жизни или сильная мотивация могут, например, нередко в той же мере способствовать повышению продуктивности памяти, как и некоторые мнемические приемы.

Но два фактора, имеющие особенно важное значение для тренировки памяти и улучшения ее работы, мы все же вкратце рассмотрим.

Первый из них - время. Как показывают исследования, продуктивность памяти зависит от времени суток. Ниже приведены некоторые данные. Поскольку на психическую деятельность человека большое влияние оказывают его привычки, общественные традиции, состояние здоровья, сон, моральные взгляды и индивидуальные наклонности, то эти данные следует рассматривать только как отражающие общие тенденции, которые в каждом конкретном случае могут проявляться существенно по-разному. Продуктивность запоминания оказывается значительной, если информация, которую нужно использовать на следующее утро, запоминается перед сном. В течение дня продуктивность памяти меняется: между 8 и 12 часами она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь начинает медленно возрастать. Если человек не утомлен, то в вечерние часы она снова достигает высокого уровня. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции сильно различаются, полезно выяснить, какие временные условия наиболее благоприятны для вашей памяти, и учесть это при проведении тренировки.

Остановимся также на связи памяти с возрастом. По этому вопросу существуют две противоположные точки зрения. Одни исследователи считают, что продуктивность памяти определяется исключительно биологическими факторами. Естественный биологический "износ" организма приводит к тому, что с возрастом память ухудшается. По мнению других, доминирующими являются не биологические, а социальные факторы, и в ряде случаев память пожилых людей (60-65 лет) оказывается даже лучше, чем у молодых (20-25 лет). Последнее мнение опирается на результаты исследований, в которых обнаружилось, что, хотя механическое запечатление с возрастом действительно ухудшается, продуктивность памяти по отношению к специальным видам деятельности у пожилых людей выше, чем у молодых.

Обе точки зрения верны лишь частично. Нельзя отрицать, что с возрастом биологический субстрат памяти постепенно разрушается, особенно сильно страдает при этом интеллект. Вещество человеческого мозга со своими 10 млрд. нейронов в основном достигает полного развития к двадцати годам. Известно, что нейроны отличаются от других клеток организма человека, в частности, тем, что гибель нейронов не сопровождается их репродукцией. В течение жизни вещество мозга непрерывно, день за днем теряет тысячи нейронов. Известно, далее, что синтез РНК, который, как было показано в гл. 3, играет важную роль в процессах памяти, по мере старения организма также замедляется. Все это говорит о том, что биологический износ проявляется в направлении снижения продуктивности памяти.

Однако почему же ученые старшего возраста нередко лучше запоминают материал в своей специальной области, чем молодые? Это объясняется тем, что специальные знания первых отличаются более высокой организацией, что позволяет им легче, быстрее и точнее запоминать и воспроизводить новые сведения. Кроме того, они располагают большим опытом относительно того, как рационально воспринимать, запечатлевать и припоминать эти новые сведения. Поэтому продуктивность памяти у пожилых ученых - в специальных научных областях - часто оказывается выше, чем у молодых. Было бы, однако, совершенно неправильно обобщать этот частный случай и делать из него вывод о возрастных особенностях памяти вообще. В обычных условиях стихийного использования возможностей памяти ее продуктивность у молодежи оказывается, как правило, значительно выше, чем у пожилых. Как свидетельствует эксперимент, 60-летние испытуемые при чтении неспециальной литературы запоминают примерно на 40% меньше, чем 20-летние. Было бы поэтому антинаучно и психологически совершенно неправильно преуменьшать или тем более отрицать естественное возрастное снижение интеллектуальной продуктивности. Такая точка зрения может привести к безответственному завышению требований к умственной деятельности пожилых людей и препятствовать усилиям, направленным на изменение условий жизни и труда людей в соответствии с возрастом. Но именно непрерывная коррекция ритма жизни и труда является необходимой предпосылкой сохранения в пожилом возрасте творческого потенциала личности на высоком уровне.

Вместе с тем и утверждение, что только биологические факторы определяют продуктивность памяти, ошибочно, поскольку оно игнорирует влияние социальных факторов, прежде всего таких, как общественная жизнь, образование, жизненные условия, духовная атмосфера и т. п. При социализме созданы благоприятные условия для продления творческой активности человека в сфере общественного производства и других видах социальной деятельности. В условиях научно-технической революции требования к памяти, в первую очередь к памяти лиц, занимающих руководящие посты, - возраст лиц этого круга составляет в общем 35-65 лет, - непрерывно повышаются. Поэтому использование научных методов улучшения памяти становится жизненной необходимостью не только для молодежи, но и для других возрастных групп населения. Дальнейшее совершенствование этих методов и интенсивное овладение ими будут способствовать удовлетворению как растущих требований к умственной деятельности членов общества, так и их разносторонних духовных запросов до глубокой старости. Однако память является чрезвычайно сложной психической функцией и простых рецептов ее улучшения не существует. Реальный путь- научно обоснованная тренировка памяти.

Подводя итоги, можно сказать следующее. Для достижения высокой продуктивности памяти ее необходимо систематически тренировать. Но тренировка памяти - это отнюдь не механическое зазубривание, это усвоение научно обоснованных приемов управления процессами памяти, требующее выполнения специальной системы тренировочных заданий. В последующей части книги мы займемся вопросами организации такой тренировки.


Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100