Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Франц Лёзер

Тренировка памяти

2. Какая у меня память?

И лжецу нужна хорошая память.
Русская поговорка

Принимаясь за улучшение своей памяти, попытайтесь вначале выяснить, какова она. Протекает ли процесс запоминания быстро или занимает длительное время? Сохраняется ли запомненная информация надолго или быстро теряется? Что для вас легче запомнить: лица или числа, логически связанную информацию (например, тексты) или информацию, лишенную такой связи (скажем, термины)? Вводный тест, который приводится ниже, в некоторой степени поможет вам ответить на эти вопросы и определить oпродуктивность вашей памяти при запоминании логически осмысленного и логически не связанного материала - имен, лиц, чисел. Конечно, для исчерпывающей характеристики продуктивности памяти этого теста недостаточно. Но он позволит - при добросовестном и точном его выполнении - оценить исходный уровень вашей памяти. Тогда, завершив тренировку, вы сможете установить (с помощью итогового теста, предлагаемого в гл. 14), насколько проведенная работа повысила продуктивность вашей памяти.

Не пугайтесь трудности вводного теста. Если вы тщательно и добросовестно проделаете все тренировочные упражнения, предлагаемые в этой книге, то при выполнении итогового теста будете приятно удивлены достигнутыми результатами.

Прежде чем приступить к работе, позаботьтесь, чтобы иметь под рукой бумагу, ручку и часы с секундной стрелкой.

Теперь можно начинать.

Вводный тест

Тест 1: запоминание логически не связанного материала

В повседневной жизни нам часто приходится запоминать много различных сведений, между которыми нет непосредственной логической связи, например термины, те или иные поручения и инструкции, особенности предметов домашнего обихода, разнообразные события и т. д. Задача теста 1 состоит в проверке вашей способности запоминать именно такую бессвязную информацию.

Запомните приведенные ниже 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером. Например, воспроизведение слова "украинец" без указания номера "1" рассматривается как ошибочный ответ.

На запоминание 20 слов дается 40 секунд. По истечении этого времени запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить.

1. Украинец
2. Экономика
3. Каша
4. Татуировка
5. Нейрон
6. Любовь
7. Ножницы
8. Совесть
9. Глина
10. Словарь
11. Масло
12. Бумага
13. Пирожное
14. Логика
15. Социализм
16. Глагол
17. Прорыв
18. Дезертир
19. Свеча
20. Вишня


Теперь вычислите продуктивность запоминания. Для этого подставьте число правильно воспроизведенных слов в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных слов : 20) х 100 = ... %

Например, если вы правильно воспроизвели 10 слов, то продуктивность запоминания составит (10 : 20) х 100 = 50%

Тест 2: запоминание чисел

Запомните приведенные ниже 20 чисел вместе с их порядковыми номерами. На запоминание дается 40 секунд. После этого запишите те числа, которые вы запомнили.

1. 43
2. 57
3. 12
4. 33
5. 81
6. 72
7. 15
8. 44
9. 96
10. 7
11. 37
12. 18
13. 86
14. 56
15. 47
16. 6
17. 78
18. 61
19. 83
20. 73


Рассчитайте продуктивность запоминания по формуле

(количество правильно воспроизведенных чисел : 20) х 100 = ...%

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Запомните изображенные ниже 10 лиц с их именами и фамилиями. В вашем распоряжении 30 секунд.


Николай Михайлов

Наталья Виноградова

Лора Кузнецова

Ольга Юдина

Константин Павлов

Юрий Кореляков

Елена Рябенко

Семен Пушенко

Михаил Клюев

Соня Бушинская

Затем обратитесь к концу страницы, на которой изображены те же лица, но в другой последовательности, причем их имена и фамилии не указаны. Подсчитайте, для скольких лиц вы сможете назвать имя и фамилию. Ответ считается правильным только в том случае, если безошибочно названы как имя, так и фамилия. Подсчитайте продуктивность запоминания по формуле

(число правильных ответов : 10) х 100 = ...%

Тест 4: запоминание логически связанного материала

Теперь вы сможете проверить возможности своей памяти по отношению к книжному тексту. Прочитайте предлагаемый ниже текст, в котором 10 главных мыслей выделены жирным шрифтом и пронумерованы. Вы должны воспроизвести их, сохраняя ту же последовательность 1, 2, 3, ... . На запоминание вам отводится 60 секунд.

"Автоматы, формирующие нормы поведения

Автоматы, способные анализировать состояние сознания (1), составлять долгосрочные детальные прогнозы его развития, способные разрабатывать правила поведения (2), то есть правовые и моральные нормы, непрерывно контролировать и оптимизировать их соблюдение - это мираж (3), невыполнимая мечта или реальная научная перспектива(4), к которой должны стремиться строители коммунистического общества, если они хотят полностью использовать преимущества своего строя? Факт возникновения деонтики, или логики норм, позволяет сегодня по крайней мере говорить о возможности ответить (5) на этот вопрос. Совместная жизнь людей, взаимосвязь их личных и общественных интересов всегда регулировались определенными нормами (6). Отсутствие таких норм сделало бы жизнь общества невозможной (7). Растущая сложность общественных отношений (8), постоянное расширение и углубление связей между людьми в процессе построения коммунистического общества делает решение проблемы научного построения правовых и моральных норм (9), создания рациональной методики их составления, входящей как компонент в систему регулирования общественной жизни, актуальной задачей современности (10)".

По истечении 60 секунд запишите главные мысли текста с учетом их логической последовательности. Продуктивность запоминания вычислите по формуле

(число правильно воспроизведенных мыслей : 10) х 100 = ...%

Средняя продуктивность запоминания. Теперь на основании выполненных тестов вычислите среднюю продуктивность запоминания. Просуммируйте результаты, полученные во всех четырех тестах, и сумму разделите на четыре.

Тест 1 ... %
Тест 2 ... %
Тест 3 ... %
Тест 4 ... %

Сумма : 4 = ... %


Например, если при выполнении четырех тестов вы имели следующие результаты: 40, 60, 30 и 70%, то средняя продуктивность запоминания составит

200 : 4 = 50%

Запишите все полученные данные в предлагаемую таблицу, чтобы можно было сравнить их с результатами заключительного теста, который вы будете выполнять, когда дойдете до гл. 14.

Хорошо ли вы запоминаете?

Вводный тест был проверен более чем на 2000 испытуемых-людях различных профессий, образования и возраста. Средние данные, полученные при этой проверке, примем в качестве эталона, с которым вы можете сравнить свои результаты.

Эталон для сравнения
Ваша продуктивность запоминания согласно вводному тесту
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
В среднем
90-100 Отлично
         
70-90 Очень хорошо
         
50-70 Хорошо
         
30-50 Удовлетворительно
         
10-30 Плохо
         
0-10 Очень плохо
         

Продуктивность памяти определяется не только скоростью и точностью запоминания, но и длительностью сохранения запомненного. Поэтому через неделю вводный тест надо повторить. В течение этой недели в тестовые материалы нельзя заглядывать - лучше всего, если вы вообще не будете о них думать. Пока вы можете продолжать чтение книги, а ровно через семь дней проделайте повторное испытание.

Повторное исследование памяти
(проводится через неделю после вводного теста)

Задача повторного тестирования состоит в том, чтобы установить, насколько прочно вы запомнили материал вводного теста. Вводный тест состоял из четырех различных тестовых заданий. Не заглядывая в них, вы должны выполнить эти задания. Время не ограничивается, можете думать сколько хотите.

Тест 1: запоминание логически не связанного материала

Попытайтесь вспомнить и записать 20 слов, входивших в задание первого теста, вместе с их порядковыми номерами (смотреть их теперь нельзя). Вычислите продуктивность запоминания по формуле

(число правильно воспроизведенных слов : 20) х 100 = ...%

Тест 2: запоминание чисел

Попытайтесь вспомнить и записать ряд чисел из второго теста (подглядывать нельзя) вместе с их порядковыми номерами. Вычислите продуктивность запоминания:

(количество правильно воспроизведенных чисел : 20) х 100 = ...%

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Обратитесь еще раз к стр. и запишите по памяти имена и фамилии изображенных на ней лиц. Вычислите продуктивность запоминания:

(число правильных ответов : 10) х 100 = ...%

Тест 4: запоминание логически связанного материала

Запишите по памяти 10 главных мыслей текста, который давался в четвертом тесте, в их логической последовательности. Вычислите продуктивность запоминания:

(число правильно воспроизведенных мыслей : 10) х 100 = ...%

Вычислите среднюю продуктивность запоминания при повторном тесте:

Тест 1 ...%
Тест 2 ...%
Тест 3 ...%
Тест 4 ...%

Сумма : 4 = ...%

Какая у вас память?

Полученные средние результаты, как и результаты вводного теста, вы можете сравнить с экспериментальными данными.

Эталон для сравнения
Ваша продуктивность запоминания согласно повторному тестированию
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
В среднем
90-100 Отлично
         
70-90 Очень хорошо
         
50-70 Хорошо
         
30-50 Удовлетворительно
         
10-30 Плохо
         
0-10 Очень плохо
         

Не теряйте надежды

Независимо от того, работала ли ваша память при выполнении тестов хорошо, удовлетворительно или плохо, вы сможете при помощи некоторых приемов существенно улучшить процесс запоминания, который пока протекает у вас в основном стихийно, и, таким образом, значительно повысить продуктивность своей памяти. Но помните, успех возможен только в том случае, если вы не ограничитесь чтением этой книги, а будете в течение 2-3 месяцев систематически тренироваться, применяя описанные в ней методы совершенствования памяти в реальных условиях. Не сомневайтесь, затраченные усилия полностью окупятся достигнутыми результатами.

Однако прежде, чем приступать к тренировке, необходимо ознакомиться с работой памяти, ее механизмами и получить хотя бы некоторое представление о том, что, собственно говоря, понимается под памятью.


Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100