Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Н.Д.Слоущ (1893 год)

Мнемотехника или искусство укреплять память


Часть первая

СЛОВО

1 ГЛАВА: ОТДЕЛЬНОЕ СЛОВО

Каждому образованному человеку ежедневно приходится удерживать в памяти какие-нибудь, дотоле незнакомые ему, слова. Исторические или географические имена. Как мы уже говорили, законы сходства и сравнения играют весьма важную роль в мнемонике, и на их основании построено одно из самых главных и, вместе с тем, простых правил мнемоники - запоминать новые, незнакомые, понятия старыми знакомыми, подобно первым звучащим. Так, если нам нужно запомнить собственное имя «Гама» (название путешественника, открывшего морской путь в Индию), мы заменяем его похожим словом «гам» и соединяем с главным понятием в связное предложение: на море всегда слышен шум и гам. Как бы он не казался не посвященному в законы мнемоники странным, способ этот основан на долгих физиологических исследованиях и опытах. Главный закон в мнемонике следующий: путь, раз пройденный памятью, вспоминается очень легко и быстро, когда главный предмет или понятие нам известны. Возьмем хотя бы данный пример: первая мысль, которая появляется у нас при размышлении о том, как называется путешественник, открывший морской путь в Индию, будет, конечно. Представление о море, а оно уже легко и верно наведет нас на слово «гам» по ассоциации идей, а оно в свою очередь уже легко дает возможность вспомнить похожее имя «Гама». Повторяем, чтобы читатель не относился с недоверием к этому способу, и сам испробовал бы его, тем более что он очень прост, легок и требует лишь мимолетного внимания.

Положим еще, нам нужно запомнить слово зенит, легко заменимое похожим на него «зеница», которое легко наведет на слово зенит уже по одному своему значению (так, зенит - центр видимого нашими глазами небесного кругозора, а зеница средина нашего глаза - источник зрения), мы можем его вспомнить посредством следующего перехода мысли: видеть… глаз… зеница - зенит, или же составляем мысленное предложение из этих двух слов.

Если мы желаем вспомнить, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, то мы заменяем его похожим словом «могила», которое очень легко вспомнить, если мы заметим себе, что Магеллан был убит дикарями. Заметим, что нет надобности заменять данное слово очень похожим на него, ибо даже слово, очень легко напоминающее другое по звуку, уже в состоянии навести мысль легко и верно. Фамилии частных лиц мы можем запоминать очень легко, если мы будем думать при них и об их нарицательном значении (как мельник, столяр); или же прибавлять к ним мысленно похожее слово и составлять из них предложение; так, при фамилии Серебряников, мы представляем его себе торгующим серебром, Горбунова, с горбом и пр.; лучше всего присоединять к фамилии какой-нибудь внешний отличительный признак, чтобы можно было его узнавать быстро. Этот, часто шутливый, способ приводит всегда к верным результатам.

2 ГЛАВА: СЕРИИ СЛОВ

Под названием «серии слов» или «ряды слов» мы разумеем известное число слов, ничего общего между собою не имеющих, не представленных в форме связанного предложения и могущих быть каждое отдельно взятым. Возьмем, например, 10 слов, данных во введении для опыта: ад, сани, яма, сарай, соль, юг, суша, сова, жаба, таз. Как мы видели, эти слова требуют долгого времени, чтобы усвоить их по порядку. Мы знаем, что один из главных законов мнемоники - это соединение разных представлений посредством связных мыслей; попробуем применить это правило на деле. Соединим первые два слова - все равно, какое течение мыслей мы избираем: душа всегда находит пройденный путь.

Ад и сани: в аду тащат грешников на огненных санях; сани с ямой: под санями открывается глубокая яма; яма с сараем: возле ямы находится большой сарай; сарай с солью: сарай полный соли; соль и юг: соль добывают на юге; юг и суша: на юге мало суши; суша и совы: на суше летает стая сов; совы с жабой: совы схватили ползающих жаб; жаба с тазом: жабы спаслись под тазом.

Не мешает, если предложения выходят странными, базарными и комичными, напротив: связное предложение, составленное из контрастов, очень полезно. Все странное, комичное и необыкновенное усваивается легче, чем обыкновенное и часто повторяющееся. Сделаем шаг вперед и постараемся прибавлять к каждому из этих 10 слов одно из слов второй серии, данной во введении:

ад сани яма сарай соль
ночь море вода гул меч
юг суша сова жаба таз
пень рыба мел челнок ров

Мгновенный взгляд на эти слова уже показывает, как легко они соединяются в связные предложения. Я могу оставить вас самих искать связи, но на всякий случай я укажу вам во 2-ой части, как поступать с ними.

Для соединения представлений и понятий мнемоника имеет еще и другие средства, дабы соединять их в крепкую, замкнутую цепь. Одно из лучших средств - это внутреннее наблюдение, т.е., составление связи первого слова со вторым, так, чтобы, запомнив первое, вы запомнили и второе, потом присоединить к этой связи другие слова одно за другим, словом, чтобы, вспомнив первое слово, вы могли вспомнить все. Представьте себе в вашем воображении живо следующую картину.

Пред вами ад. В аду вы видите грешников на огненных санях (ужасная картина); под санями открывается глубокая, наполненная воды, яма (как охотно грешник бросился бы в нее, чтобы избавиться от огня! но) между ямой находится сарай (заграждающий дорогу); сарай этот полный едкой соли (грешник, желая пройти, страдают еще больше от едкости); соль эта доставляется грешниками из юга; на юге ада поднимается скалистая суша; на суше летает стая сов (желающих пожирать тела грешников); совы схватили ползающих там жаб, но некоторые из бал успели спастись под (стоящими там) тазами.

Нечего распространяться о том, что подобная цепь слов держится очень крепко, так как одна мысль вызывает следующую, и что этим путем можно запоминать всякого рода серии слов.

Пойдем еще дальше и изучим, как облегчать изучение иностранных языков и серии незнакомых нам слов.

Большее или меньшее число русских слов вместе с переводом на иностранный язык называются «двухчленными сериями». Изучение иностранных языков мы можем значительно облегчить, уже без мнемоники, следующими наблюдениями:

  1. Многие, уже обруслые, слова все-таки происходят от иностранного языка, а потому, их легко запомнить, например, якорь происходит от французского ancre, барка - barque, биржа - bourse и пр.
  2. Многие иностранные слова употребляются у нас, как иностранные же, т.е. такие, которые имеют и названия чисто русские. Положим, нам нужно запомнить самолюбие (франц. egoisme), мы думаем о том, что у нас очень часто «эгоизм» употребляется вместо «самолюбие» и таким образом легко запомнить тысячи слов, как absolu, chef, rapport, visite, hotel и т.п.
  3. Наконец, многие языки очень похожи друг на друга, и знание одного значительно облегчает изучение другого, как польский и русский, французский и итальянский и пр.

Все это собственно относится к изучению языков, собственное же употребление мнемоники начинается только тогда, когда иностранные слова нам совершенно незнакомы. Главное средство изучать, как мы уже говорили, их следующее: иностранное слово заменяется похожим на него русским словом и (мысленно или письменно) соединяется с ним в связное предложение, при чем нужно стараться, чтобы эти два слова были в нем самыми выдающимися; для примера мы даем здесь список французский слов с переводом на русский, как пример, которому ученик должен следовать во все время его занятий, при чем заметим, что при изучении и повторении подобных предложений ударение должно быть на словах курсивного шрифта.

Примечание. Заметим, что достаточно выбрать слова, очень легко напоминающие свои заменяемые, чтобы почти всегда верно припоминать их.

Болтать - babiller: он болтает как баба;
бежать - courir: на двор бегут куры;
вставать - lever: встает в лесу лев;
глотать - avoler: он глотает, как вол;
дверь - porte: дверь всегда заперта;
змея - serpent: змея ему исцарапала ногу;
истинный - vrai: истина самая верная защита;
ключ - clef: ключ запачкан клеем;
лишить - priver: он лишился правого глаза;
молодой - jeune: он имеет молодую жену;
мать - mere: мать держит меру;
народ - peuple: народ разъелся, как пепел;
отец - pere: отец пишет пером;
пастух - berger: пастух стоит на берегу;
рано - tot: он очень рано был тут;
счастливый - heureux: мы живем в счастливой эре;
тень - ombre: тень закрыла ночью амбар;
хлеб - pain: хлеб упал в пену;
черта - trait: эта черта занимает треть линии;
шар - balle: шары были брошены на балу;
щука - brochet: щука была выброшена.

Это средство, испытанное уже целые века, всегда приводит к цели.

Если же нам нужно изучить серию иностранных слов и запомнить по порядку, слова незнакомые заменяются знакомыми и соединяются в связное предложение, а предложения эти соединяются в одну цепь. Возьмем, например, серию французских слов, которые подходят под одно грамматическое правило.

рука - la main (руки израильтян собирали манну);
ложка - cuileer (ложка в кухне);
море - la mer (на море);
ночь - la nuit (ночью ощущается унынье);
кашель - la toux (кашель тут распространен);
смерть - la mort (смерть ужасна);
мясо - la chair (мясо серо);
овца - la brebis (овцу мы съели в вербное воскресенье);
мышь - la souris (мыши в сарае);
лес - la foret (лес - форель);
двор - la cour (на дворе - куры);
зубы - les dents (зубы у меня сегодня болят);
большей частью - la plupart (большая часть ушла, осталась одна пара) и т.д.

Перейдем теперь к более трудному и возьмем для примера четыре верхне-итальянских озера с протекающими по ним реками: озеро Маджоре и река Тичино, озеро Комер и река Адда, озеро Исео и река Олье, озеро Гарда и река Минчио. Из них составим четыре пары слов:

  1. Маджоре - Тичино.
  2. Комер - Адда.
  3. Исео - Олье.
  4. Гарда - Минчио.

Запомним их следующими похожими словами:

  1. Майор - течение.
  2. Камера - ода.
  3. Изшить - Ольга.
  4. Гордо - меньший.

Из них составим следующие предложения:

  1. Майор сидел у течения реки.
  2. В камере поют орды.
  3. На изшитом ковре сидела Ольга.
  4. Она гордо смотрела на меньшого брата.

Соединим эти предложения в целый связный рассказ.

Майор сидел у течения реки; против течения находилась камера; в камере этой сидел его старший брат и пел оды; оды были в честь, сидевшей на изшитом ковре, Оли; она же сидела гордо и с гордостью смотрела на меньшого брата.

Составим фразу из главных притоков Волги: Тверца. Молога, Кострома, Кама, Ока и Сура.

Волжские крестьяне тверды духом, малого роста, костлявы и комичны на вид, их очи серы.

Этот способ употребляют и при других географических именах.

Для того, например, чтобы запомнить список семи греческих мудрецов: Солон, Периандр. Хилон, Питакус, Биас, Талес, Клеобулус, мы составляем следующую фразу:

Солон стоял правой ногой на карте Перу, левой на карте Хили (Чили), одной рукой он держал напиток, похожий на пиво, другой указывал на дальнюю долину, покрытую клеем.

3 ГЛАВА. СВЯЗАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Для того чтобы запомнить стихотворения, анекдоты, пословицы и т.п., следует не механически их зубрить, а изучать таким образом, чтобы все понятия и подробности данного морсо были нам известны; для этого нужно разложить главные понятия и действия, составлять искусственную связь между бессвязными предложениями, узнавать в какой части мы встретим затруднение, и в какой части мы пройдем легко; словом, нужно идти от известного к неизвестному. Возьмем для примера следующее стихотворение Пушкина.

Примечание. Мы выбрали легкое стихотворение для того, чтобы читатель удостоверился, что, с помощью нашей методы, подобное стихотворение достаточно прочесть - но, повторяем, не механически зубрить, - не более 2 раз, чтобы запомнить его.

ДОН

Блеща среди полей широких,
Вот он льется, здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата
Реки знают тихий Дон.
От Дуная до Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Ждут уже донские кони
Арпачийскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих!

Каждому известно, что главное затруднение в изучении стихов состоит в том, чтобы помнить начало каждого четырестишия, так как, раз мы его помним, рифмы, и размер стихов уже значительно помогают помнить предложения. Поэтому, главным образом нужно стараться составлять связь между концом одного четырестишия и началом следующего, что приведет всегда к верным результатам; для этой цели мы напечатали концы и начала каждого четырестишия в курсивным шрифтом, а теперь расположим их следующим образом.

  1. Поклон --- Как прославленного
  2. Поклон --- Отдохнув
  3. Струя --- Приготовь же

Из этих слов мы составим следующие фразы:

  1. Он удостоился поклона, как прославленный всеми человек.
  2. После поклона он, отдохнув, ушел.
  3. Вот течет струя, приготовь нам воду.

Этим способом главные препятствия преодолены, если же ученик встретит препятствия и среди четырестишия, в виду бессвязности предложений или неправильного расположения рифм, он составляет и там подобные предложения. Не следует забывать, что во многих стихотворениях и периодах достаточно мысленно прибавлять подобающие предлоги и наречия, которые уже очень легко наводят на продолжение данного морсо.

Чтобы запоминать связные предложения по методе слов вспоминания, главные понятия и действия выбираются и соединяются в связное, цепное предложение. Возьмем для примера начало повествования.

Книга природы лежит открытой пред глазами человечества. открыто
глаз
Она напечатана в больших и красивых выпусках и содержит самое удивительное и полезное в мере и, возле светлого, блестящего и важного имеет свое значение и место, даже самое ничтожное, темное и маловажное. выпуск
содержание
Во всех временах и странах человек пытался разъяснять себе язык природы. Тысячи, десятки тысяч людей старались не легкомысленно и поверхностно, а серьезно и глубоко сделать себе доступным и понятным содержание этого сочинения. попытки
разъяснение
серьезно
Однако, результат этих стараний еще несовершенный; еще есть масса страниц и строк, которые остаются для нас темными и непонятными. результат
Но, как и при иероглифах, содержание объясняется мало помалу, так и человечество шаг за шагом достигает совершенства в понимании природы. иероглифы

Слова, поставленные в стороне и выражающие главные понятия следующие: открыто, глаз, выпуск, содержание, попытка, разъяснение, серьезно, результат, иероглифы. Эти слова служат точкой вспоминания; они соединяются в одну цепь и этим дают возможность запомнить на долго содержание.

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100