Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Использование иллюстраций
из учебника в качестве стикеров

Мнемотехника в помощь школьникам

Вместо опорных образов (метод мест) можно использовать стикеры. Мнемостикер - это образ (комбинация образов), обозначающий параграф учебника. Стикер можно подобрать произвольно, по названию параграфа. А можно использовать иллюстрацию из запоминаемого параграфа.

Запоминание конспекта учебника требует знания всего арсенала мнемотехники. Ведь заранее не известно, какие приемы запоминания вам потребуются. Нужен и навык запоминания, и навык визуализации. В частности, умение зуммировать картинку, увеличивать в воображении части картинки.

На стикер можно запомнить много информации, используя запоминание последовательностей приемом Цепочка или приемом Матрешка (в виде таблиц). Например, параграф может содержать таблицу плотностей веществ. Такая таблица запоминается отдельно и привязывается к одной из частей стикера.

В этой статье показано использование стикера на примере простого параграфа из учебника физики за 7 класс. Казалось бы, зачем запоминать специально такие простые формулы? Опрос взрослых людей, давно закончивших школу, и даже ученика 7-го класса, показывает, что даже такие простые формулы они не помнят.

Материал взят из этого учебника.

Будем запоминать конспект параграфа 33 на странице 77. Прочитать параграф можно по следующей ссылке.

http://www.docme.ru/doc/53201/a.v.-peryshkin---fizika-7-klass--10-e-izdanie--dopolnennoe-

В качестве стикера возьмем иллюстрацию, которая наглядно показывает, о чем идет речь.

На верхней части иллюстрации запомним номер параграфа и номер страницы. Обратите внимание, что при создании ассоциации нужная часть картинки увеличивается, представляется отдельно.

Ассоциация в мнемотехнике - это когда на части одного образа мы запоминаем другие образы. На картинке: на верхней части дерева - КеКс, на нижней части дерева - СоуС. Это и есть ассоциация, в которой основа ассоциации - образ "дерево", а элементы ассоциации - образы "кекс" и "соус" (часто это образные коды).

Нижнюю часть иллюстрации (стикера) зарезервируем для подшивки следующего стикера (конспекта параграфа 34).

Придумаем образные коды для элементов формул (на буквы, обозначающие силу, давление, массу и т.п.). Эти образные коды можно использовать многократно при запоминании других формул. Подбирайте образы по смыслу физической величины. Вес - весы. Яблоко - ускорение свободного падения (по легенде упало на голову Ньютона). Площадь - квадратики. Сила - пружина... По правилам Системы запоминания любые образные коды не соединяются друг с другом.

Для запоминания простых формул можно использовать пространственную информацию о расположении образных кодов на запоминаемой части образа. В этом случае не нужно специально запоминать знаки "равно", "деление", "умножение". Левый образ подразумевает, что после него идет знак равенства. Если образы сверху и снизу - между ними должен стоять знак деления. Если образы идут по прямой - между ними знак умножения.

Итак, знаки "равно", "делить", "умножить" специально в образы не кодируем. Они кодируются пространственным размещением образных кодов на основе ассоциации.

Теперь зуммируем (увеличиваем) части иллюстрации и запоминаем на эти части формулы. Более того, каждую создаваемую связь тоже увеличиваем, представляем отдельно. На иллюстрации не показано увеличение головы, руки, ног девочки.

 

p = F/S

Давление = Сила / Площадь (Па = Н/м^2)

Используем естественную память для сокращения запоминаемых образов. Думаю, даже двоишник помнит, что площадь измеряется в квадратных метрах, а сила - в ньютонах. А если сомневаетесь, что помните единицу измерения давления (Паскаль, Па), мысленно прилипите на кнопку ПАСтилу, в которую встроен КАЛЬкулятор.

 

 

F = P

Сила = Вес (Н = Н)

Мы договорились, что после самого левого образа должен следовать знак равенства. Далеко не все взрослые помнят, что вес измеряется в ньютонах, а не в килограммах. Обратите на это внимание, на всяких случай.

 

 

P = gm

Вес = 9,8 (Н/кг) . массу (кг)

После левого образа должен быть знак равенства. Яблоко и диск идут по одной прямой, значит, между ними знак умножения. (В математике также не принято записывать знак умножения специально, см. формулу выше.)

Полностью заполненный мнемостикер выглядит так.

Это образный (мнемонический) аналог обычного стикера.

Хотя формулы и простые, вспоминать нужно именно зрительные образы, и только после этого рисовать в воображении формулы. В процессе повторения проявится эффект непосредственного припоминания - вы будете знать эти формулы "просто так", в виде букв. При мысленном повторении стикера и его содержания мысленно накладывайте на картинки формулы в виде букв, пишите формулы в воображении.

Для запоминания других параграфов учебника нужно сделать максимально краткий конспект каждого параграфа, как на последней иллюстрации. Такое конспектирование очень похоже на подготовку шпаргалок.

Шпаргалки для каждого параграфа написали? Теперь их можно записать в свою память с помощью мнемотехники. И списывать из своей памяти! Никто не заметит!

В.Козаренко

Дата размещения материала на сайте: 17 июня 2014 года

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2014.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100