Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Патрушев А.В.

психолог-инспектор отделения психологического
обеспечения ОК УрЮИ МВД России, подполковник милиции

Современные методы формирования
заданных психофизиологических состояний

В двадцатом столетии произошло существенное рассогласование цикла жизни человека и циклов жизни его занятий (специализации, профессии). Мало того, что человек учится в течение 15-18 лет (что соразмерно его трудовому циклу), но к тому времени как он освоил определенный тип деятельности, эта деятельность уже может перестать существовать как общественно-значимая специализация.

С другой стороны, темпы развития техники начали опережать темпы развития "среднестатистической" личности и, в настоящее время, мировое сообщество стоит перед лицом очень серьезной проблемы, когда кто-то простым нажатием кнопки может это самое сообщество низвести до положения элементарных частиц.

Осознание описанных выше рассогласований и противоречий постепенно привели к отказу от стратегии передачи знаний и умений и подготовили переориентацию на стратегию формирования "общих" (универсальных) способностей, позволяющих осуществлять различные типы деятельности в меняющихся условиях (способностей мышления, интеллектуальных способностей, способностей к изобретательству). Все больше раздается голосов за формирование духовных ценностей, без которых, оказывается, наша цивилизация просто не имеет шансов на выживание. Все горячее споры о том, что же из себя представляет гармонично развитая личность.

На рубеже шестидесятых во многих развитых странах были запущены государственные программы по изучению творческих личностей (их детства и дальнейшего становления) с тем чтобы в последствии "поставить воспроизводство гениев на конвейер". И теперь, на пороге двадцать первого тысячелетия, эти работы в основном завершены и началась интенсивная разработка непосредственно "конвейера".

По мнению Жана Пиаже, функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать. Стремление человека к познанию и стимулированию разума - такая же насущная необходимость, как голод и жажда. А скука, пожалуй, - самое неприемлемое состояние для человеческого организма.

Но чем старше мы становимся, тем меньше верим в то, что обучение - это радость. Напротив, у нас возникает убеждение, что это - пытка. Более того, мы даже уверены, что "без мучения нет обучения".

Наш ум находится во власти нашего настроения, как корабль без паруса, пребывающий во власти волн. Наше внимание блуждает, не в силах удержаться на чем-либо достаточно долго. Иногда мы ощущаем себя "на коне", а иногда не можем собраться, несмотря на все усилия. Как разорвать эту обременительную зависимость от случайных внешних событий? Раньше, да и сейчас, большинство людей прибегает к помощи "бытовых" наркотиков - сигарет, чая, кофе и сахара. Но плата за даваемое ими возбуждение (которое, кстати, напрямую не связано с производительностью) слишком высока - разрушается тело, а к зависимости от случайных внешних событий добавляется еще одна зависимость - от стимулятора. Можно, конечно, попробовать йогу, медитацию и т.д., но всякий, кто это пробовал делать и кто не хочет себя обманывать, скажет, что в условиях бешенных темпов городской жизни возможность применения этих методик весьма ограниченна, в особенности в том, что касается умственной производительности.

К счастью, наука не стоит на месте, и еще в середине прошлого века были разработаны достаточно эффективные методы, позволяющие без ущерба для здоровья делать ваше внимание сфокусированным, а память - фотографической. Источником изобретения этих методов послужили углубленные психофизиологические исследования особенностей восприятия человеком музыки. Исследователи пытались ответить на вопросы: почему разным людям нравится разная музыка, почему различные типы музыки по-разному влияют на эмоциональное и физиологическое состояние людей, почему эмоциональное восприятие одних и тех же музыкальных произведений значительно варьируется в зависимости от исполнителя, и т.д.

На пределе возможностей слуха

Французский отоларинголог Альфред Томатис первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты. Согласно его теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны - дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем, что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные компоненты звука. Для использования своих открытий на практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким образом записи давали регулярно слушать детям с различными нарушениями - дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи с матерью. Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние, первозданные слои наше памяти - блаженство нахождения в материнской матке, единство с матерью - и пробуждают в слушателе это забытое ощущение цельности.

Исследования и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция - слышать. Они не замечали, что слышание - всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела.

Томатис открыл, что ухо не просто "слышит", но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом звук "питает" мозг, а вместе с ним и все тело.

Еще одним открытием Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. - Сравните бесцветный, слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка! Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием "электронное ухо". В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия, и как следствие, исчезают многие расстройства. Существует множество документированных исследований, показывающих, в частности, что в результате применения этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и способность к сосредоточению. Также происходит значительное улучшение так называемой тонкой моторики. В результате даже профессиональные музыканты отмечали у себя значительное улучшение музыкальной техники и виртуозности исполнения. Похожие результаты демонстрировали мастера различных боевых искусств и профессиональные автогонщики. В настоящее время по всему миру существует более 300 центров, осуществляющих лечение и тренинги по методу Томатиса.

Звуки, которых нет

... Послушаем кассету с записью духовной музыки - тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности - образование биений. Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся - ускоряются.

Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он "слышит" биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а "фантом". Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.

"Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что-то новое. Тем не менее, вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше отчаивался сам.

Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии.

К счастью, я ее нашел - мне удалось преодолеть свою "неспособность" к обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) - компонента, содержащегося в морепродуктах.

В результате академический сизифов труд превратился в изысканное развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного заключения."

Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли - американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших название бинауральных ритмов.

Таким образом, одним из самых эффективных способов организации биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения. Что же происходит в мозге, когда человек "слышит" эти звуки.

В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга.

Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга.

В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

Бета-волны - самые быстрые. Их частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42Гц (а по некоторым современным источникам, - более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 Герц, доминируют в нашем мозге. Бета-волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета-волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации.

Ряд исследователей обнаружили, что некоторые люди имеют очень высокий уровень напряжения, включая высокую мощность электрической активности мозга в диапазоне быстрых бета волн, и очень низкую мощность волн релаксации в альфа и тета диапазоне. Люди такого типа так же часто демонстрируют характерное поведение, как курение, переедание, азартные игры, наркотическую или алкогольную зависимость. Это обычно успешные люди, потому что гораздо более чувствительны к внешним стимулам и реагируют на них значительно быстрее, чем остальные. Но для них ординарные события могут показаться крайне стрессовыми, заставляя искать способы понижения уровня напряжения и тревоги через прием алкоголя и наркотиков.

Повышенный уровень напряжения - это одна из разновидностей нарушения баланса нейрорегуляторов в организме. Очевидно, что у таких людей соответствующая стимуляция мозга может значительно понизить уровень бета активности и, соответственно, повысить релаксирующие альфа и тета ритмы. Например, Henry Adams, Ph.D. - основатель "Национального института ментального здоровья" (National Institute of Mental Health) и ведущий специалист исследовательских программ по алкоголизму в госпитале святой Элизабеты (St. Elizabeth's Hospital, Washington, D.C.) установил, что самые "горькие" пьяницы только после одной сессии альфа-тета релаксации, сопровождаемой короткими антиалкогольными внушениями, в течение последующих двух недель понизили уровень употребления алкоголя на 55%. В интервью корреспонденту доктор Adams заявил: "… это очень эффективная методика вместе с тем проста в подготовке и применении, свободна от существенного риска, какой-либо опасности и побочных медицинских эффектов. Теперь уже доказано, что она значительно уменьшает проявления абстинентного синдрома, обеспечивает состояние глубокой релаксации и тем самым уменьшает желание принимать наркотики…".

Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются "всплески" альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще "альфа-состоянием".

Исследования показали, что стимуляция мозга в альфа-диапазоне идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти.
В восточных боевых единоборствах есть такое понятие как "состояние мастера". Исследования методом ЭЭГ показали, что в этом состоянии в мозге человека преобладают альфа волны. На фоне альфа активности мозга скорость мышечной реакции в десять раз выше, чем в обычном состоянии.

На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека, альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху и эффективному обучению, а так же свидетельством о нарушениях в деятельности мозга или болезни. Именно в альфа-состоянии человеческий мозг продуцирует больше вета-эндорфинов и энкефалинов - собственных "наркотиков", отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Также альфа волны являются своеобразным мостиком - обеспечивают связь сознания с подсознанием. Многочисленными исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга. Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате военных действий или экологических катастроф. Поскольку в альфа-диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, то становится понятным - почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на которых, кстати, строится вся традиционная безлекарственная психотерапия).

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что эти люди не способны генерировать достаточное количество альфа-волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа-диапазоне, у них резко возрастает.

Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще "сумеречным", поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям.

С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. То есть чтобы сообщения, призванные изменить ваше поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипнагогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий). В каждой Восточной философско-эзотерической школе "гипнагогия" использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих.

Заметим, что применение гипнагогии не ограничивается Восточными религиями. История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пуччини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарлз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипнагогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель.

Используя тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать творческих состояний в любое время и в любом месте - по желанию.

Например, Эдисон трудился над своими изобретениями в очень напряженном режиме. Когда же в своих размышлениях он заходил в тупик, то садился в свое любимое кресло, брал металлический шар в руку (которую свободно опускал вдоль кресла) и засыпал. Заснув, он непроизвольно выпускал шар из руки и грохот падающего на пол шара будил его, и очень часто он просыпался со свежими идеями относительно проекта, над которым работал.

Дельта-волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта-волн находятся либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или "нефизическими" состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления.

Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью).

Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов, причем, чем эффективней работа мозга, тем большая когерентность (синхронность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.

Использование бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Было проведено достаточно много исследований, доказавших их эффективность для целого ряда приложений, в частности для ускоренного обучения. Например, в упомянутом выше исследовании Ричарда Кеннерли было показано, что фонограмма с наложенными бинауральными ритмами в бета-диапазоне (быстрее 14 колебаний в секунду) вызывала достоверное улучшение памяти у студентов.

Для этого метода не существует какого-либо привыкания (как к алкоголю или наркотикам) или эффектов маятника (как, например, похмелье или "ломка"). Наоборот, чем больше Вы тренируетесь, тем лучше результаты, дольше и стабильней эффект, а это значит - тем меньше необходимо заниматься с аудио программой или майнд-машиной, поскольку мозг обучается достигать нужных состояний самостоятельно.

На иностранном рынке выпуском аудио программ с бинауральными ритмами для повышения интеллектуальных возможностей человека занимаются около десятка студий, но следует заметить, что далеко не все они одинаково эффективны. Эталоном в этом смысле является продукция Института Монро - пионера и бессменного мирового лидера в области передовых аудио технологий. Дело в том, что для формирования ритмической активности мозга в нужном направлении необходимо "накладывать" бинауральные ритмы друг на друга в несколько "слоев".

Все курсанты и слушатели заочного отделения УрЮИ МВД России, которые использовали при подготовке к занятиям и экзаменам специальную аудиопрограмму "Сверхобучение" Института Монро отмечали лучшую запоминаемость учебного материала, хорошую умственную работоспособность, отсутствие излишнего волнения на экзаменах и, как следствие, повысился их средний балл по результатам сессии.

"Инструментальные средства жизни"

Еще ряд фирм выпускает специальные приборы под разными названиями: "BWS" (Brainwave Sincronisers - волновые синхронизаторы деятельности мозга), "LS" (Light and sound devices - светозвуковые устройства), "AVS" (Audio visual stimulation - аудио видео стимуляция), "Photic stimulation" (фото стимуляция), mind-machine (майнд-машина ). Эти приборы содержат электронную микросхему, генерирующую через наушники бинауральные ритмы, и одновременно, на той же частоте - световые сигналы (через особые очки). Наиболее совершенные из них предусматривают выбор практически любой желаемой стимулирующей частоты, ее типа (бинауральные биения, пульсирующий звук, аккорд, розовый шум и т.д.), подключение к компьютеру и биологическую обратную связь.

Согласно сохранившимся документам, история применения майнд-машин началась за 200 лет до нашей эры, когда греческий ученый Птолемей, живший в Египте, вызывал у верующих религиозный экстаз и галлюцинации, пропуская солнечный свет внутрь храма через спицы вращающихся с определенной скоростью колес (стробоскопический эффект). Для тех же целей люди, в разных концах света, испокон веков использовали танцы под барабаны и бубны, вокруг пылающих костров.

Новая эра в использовании свето-звуковых машин началась в 1958 году, когда на рынке, в свободной продаже появились самые примитивные представители этого семейства.

Майнд-машины, сами по себе, являются мощным средством для отдыха, творчества и саморазвития, но за счет своей способности настраивать мозг на определенные состояния, они также могут служить как "усилители" для эстетического восприятия, обучения и запоминания большого количества информации, различных форм терапии и т.д. С 1958г профессионалами и энтузиастами применения свето-звуковой стимуляции накоплен огромный опыт применения майнд-машин в различных сферах человеческой деятельности.

И навстречу профессионалам и энтузиастам, традиционно, всегда готовы идти производители. Например, самая современная модель "Photosonix Nova Pro 100" имеет 100(!) встроенных сессий, снабжена удобным программным обеспечением, интерфейсом и кабелем для стыковки с персональным компьютером, которые позволяют создавать и записывать в постоянное запоминающее устройство свои собственные сессии. Так же эта модель может воспроизводить сессии (синхронизированные с какими-либо программами или музыкой) с магнитофонной ленты или компакт-дисков.

Прибор звуковой стимуляции "Photosonix 515" (созданный специально для организации фонового звукового заполнения помещений) применяется в школах и институтах - для улучшения усвоения нового материала; в различных диспетчерских пунктах и в полицейских участках - для организации внимания и бодрого состояния в любое время суток; в комнатах психологической разгрузки - для быстрого восстановления работоспособности.

Большое количество самых разнообразных сессий можно бесплатно получить через интернет на сайте фирмы-производителя (www.photosonix.com).

Профессионалы, в свою очередь, успешно пользуются предоставленными возможностями. Многие современные музыканты используют эти технологии для усиления выразительности своих произведений. Тренеры используют майнд-машины для психологической подготовки и усиления эффектов тренировок олимпийских чемпионов.

Профессиональные психотерапевты и психологи создают очень эффективные терапевтические и развивающие сессии на кассетах и компакт-дисках. Изучение иностранных языков и других предметов; организация повышенной обучаемости, сверхбыстрого чтения и запоминания огромного количества необходимой информации; контроль собственного поведения; значительное усиление эффекта от физических тренировок (как в силовом, так и в техническом плане) и организация "пика" тренированности в нужный момент; для избавления от вредных привычек. Вот далеко не полный перечень таких кассет и компакт-дисков на современном зарубежном рынке.

Еще одна причина, по которой свето-звуковые машины пользуются во всем мире растущей популярностью, это возможность совершать абсолютно безопасные захватывающие "психоделические" путешествия (другими словами - "управляемые сновидения") без наркотиков.

С другой стороны, это не просто развлечение, поскольку развитие способностей к творческой визуализации в значительной степени увеличивает потенциал Вашего мозга, обучаемость и скорость обработки любой информации. Дело в том, что визуальная система - единственная у человека, позволяющая быстро "обрабатывать" несколько объектов одновременно и выявлять между ними связи. По данным акмеологии (науки, изучающей высшие достижения в любой области человеческой деятельности) и НЛП (нейро-лингвистического программирования) известно, что все выдающиеся ученые и философы обладали яркой способностью к визуализации. Достаточно сказать, что Эйнштейн, по его же словам, создал свою теорию относительности представляя себе, как это должно выглядеть, когда путешествуешь на кончике луча света.

Психологам известен эффект "выгорания персонала", когда высоко квалифицированные сотрудники фирмы, призванные по профессии приветливо и внимательно относиться к посетителям (диспетчеры, психологи, врачи, продавцы, официанты и т.д.), через некоторое время начинают испытывать непреодолимое раздражение от общения с людьми и вынуждены искать другую работу. Систематические занятия с дельта-стимуляцией позволяют полностью избавиться от этой проблемы. После дельта-стимуляции состояние полного внутреннего покоя обычно длится 1-3 дня.

Современные промышленные гиганты по всему свету стараются самыми разными способами поднять производительность и качество конвейерного производства, внедряя у себя даже такие нетрадиционные методы, как трансцендентальная медитация. При этом невозможно контролировать, чем во время "официальной медитации" занимается рабочий - применяет ли, в общем-то, весьма эффективный для отдыха и подъема работоспособности метод или вновь переживает по поводу очередного семейного скандала. Применяя майнд-машину, трудно думать о чем-либо постороннем. Состояние абсолютной пустоты сознания, к которому так стремятся (иногда безуспешно годами) все медитирующие, достигается в данном случае автоматически минут через пять после включения майнд-машины, также быстро и автоматически осуществляется и вывод обратно. К тому же, это прекрасный отдых для глаз.

Исследования, проведенные за Полярным кругом, на морских нефтяных платформах, показали, что регулярная свето-звуковая стимуляция позволяет избежать обычных, в условиях полярной ночи, депрессий среди рабочих и инженерно-технического персонала и, как следствие, значительно снизить аварийный и травматический уровень.

Еще одно полезное качество световой стимуляции мозга - это способность "переключать" суточный ритм (внутренние часы) человека на новый временной пояс или безболезненно организовать этот ритм в соответствии с рабочим графиком.

А случалось ли Вам мчаться за рулем автомобиля ночью по пустынному монотонному шоссе, с ужасом осознавая, время от времени, что Вы опять только что проснулись, несмотря на то, что динамики магнитофона уже хрипят на пределе громкости? Используя в дороге соответствующую звуковую стимуляцию, Вы можете избежать смертельной опасности.

Стимуляция в альфа-тета-диапазонах также очень эффективна для лечения алкогольной или наркотической зависимости и посттравматического синдрома. В этих случаях наблюдается эффект "порога", когда в течение двух-трех недель не происходит каких-либо видимых изменений. Зато после прохождения "порога" наступают различные положительные изменения в структуре психики пациентов.

Светозвуковая стимуляция мозга как метод одобрена Минздравом РФ (Пр.№4 от 26.11.97 УС МЗ РФ). В то же время, световую стимуляцию мозга людям, страдающим различного вида припадками, эпилепсией или повышенной светочувствительностью, сердечной аритмией или другими сердечными заболеваниями и имеющим кардиостимуляторы, систематически принимающим стимуляторы или транквилизаторы, психотропные препараты, а также алкоголь и наркотики, необходимо использовать только под наблюдением врача.

В УрЮИ МВД России, в отделении психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, данные технологии применяются с 1999 года. Тренинги проводятся на свето-звуковом аппарате NOVA PRO фирмы Photosonix (США). Желающим записываются аудио кассеты или компакт диски со специальными программами. Накапливается опыт по психологической подготовке спортсменов (во всем мире эти технологии используются для подготовки олимпийских команд).

В настоящее время мы комбинируем "обучение мозга" альфа-тета релаксации с позитивными визуализацией и внушениями. Сотрудникам даются инструкции визуализировать сцены, в которых они представляют себе образ (по выбору, но всегда один и тот же), в котором они опускаются вниз по лестнице, погружаются в воду с аквалангом, либо медленно опускаются по спирали и вниз, либо проходят анфиладу комнат (арок), который облегчает потом вхождение в эти состояния по желанию в любое время без аппарата, просто представляя себе этот образ и чувства ему сопутствующие.

Регулярные занятия (по 15-20 минут в день, в течение 3-х недель) альфа-тета релаксацией, как правило, приводят к значительным и стабильным изменениям личности в сторону повышения творческих способностей, повышению стрессоустойчивости, усилению целеустремленности, улучшению самопонимания, работоспособности, способности радоваться жизни. Улучшается кратковременная и долговременная память, улучшаются межличностные отношения в сторону доброжелательности и способности спокойно и конструктивно разрешать различные бытовые, учебные и служебные ситуации. Так же зафиксировано снижение уровня депрессии, скрытой агрессивности, шизоидного поведения и тревожности, улучшение абстрактного мышления, стабильности, осознанности, самоконтроля.

С использованием бинауральных биений и звуков высокой частоты в отделении психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса УрЮИ МВД России создан набор аудиокассет и компакт-дисков с различными программами по релаксации, психокоррекции, коррекции поведения, достижения пиковых состояний. Данные программы предназначены для прослушивания как в индивидуальном порядке - через стереонаушники, так и для коллективного прослушивания - через стерео колонки.

Таким образом, актуальная проблема повышения интеллектуальных (равно как и других) способностей человека в условиях напряженной служебно-боевой деятельности, характерной для сотрудников органов внутренних дел может решаться относительно недорогим и простым в применении методом. Метод создает дополнительные возможности для снятия стрессов, профилактики профессиональной деформации у сотрудников органов внутренних дел, расширяет инструментарий и, соответственно, возможности практического психолога ОВД.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аладжалова Н.А., Каменецкий С.Л., Рожнов В.Е. Сверхмедленные колебания потенциалов головного мозга как объективный показатель гипнотического состояния // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - С. 162-169.
2. Аптер И.М. О нейрофизиологических механизмах гипноза //Вопр. психотерапии. - 1977. - N 7. - С. 7-8.
3. Арзуманов Ю.Л. Выработка временных связей у человека с помощью неосознаваемых зрительных раздражителей. // Журнал высшей нервной деятельности. 1974. Т.24.
4. Баньков В.И. Наркотическое действие сложномодулированных электромагнитных полей. /Сб.: Сон и его нарушения. Тезисы докладов. М., 1972-б, с.22.
5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л: Медицина, 1974. - 152 с.
6. Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Электрографические следовые процессы и память. М.: Наука, 1976. с.165.
7. Данилова Н.Н. Реакция электрической активности головного мозга в ответ на световые мелькания, совпадающие с диапазоном частот альфа-ритма. //Журн. высш. нервн. деятельности, 1961, т.11, вып.1, с.12.
8. Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю. Локальные типовые изменения дзета-волн в головном мозге человека при изучении процессов активации внимания // Физиология человека. 1984. Т.10. №5. С.829-840.
9. Коновалов В.Ф., Сериков И.С., Федотчев А.И. Влияние разных частот фотостимуляции на динамику межполушарных взаимодействий. //Физиология человека, Т.13, №1, 1987. С. 3-11.
10. Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. //Парапсихология в СССР, №1, 1992, С.27-43.
11. Ли А.Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. -2-е изд., стереотипное - М.: Издательство Фонда парапсихологии им. Л.Л.Васильева, 1994, 168с.: ил.
12. Ли А.Г., Стрельченко А.Б., Звоников В.М. Заявка на патент №93019980 от 19.04.1993г.: "Устройство для активации психических способностей человека".
13. Невский М.П. ЭЭГ изучение гипнотического сна у человека: Автореф. дисс. д.м.н., М., 1962.
14. Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. ЭЭГ-корреляты творческой деятельности // Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. - М.: Наука, 1990. - С. 74-79.
15. Прибрам К. Языки мозга. Пер. с англ., М., Прогресс, 1975. с.299.
16. Салтыков А.Б., Ильин В.И., Дронов А.А. Когнитивная деятельность и неосознаваемая ритмическая стимуляция // Психол.журн. 1993. Т.14. №5. С. 42-47.
17. Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. - М.: Наука, 1987. - 156 с.
18. Сердюков О. Слово и тело. // Изобретатель и рационализатор. 1992, №3, С.10.
19. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. "Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне". М.: изд. гр. "Прогресс". 412с.
20. Шумов Д.Е. Как делать отличников //интернет: www.gateway-sound.com
21. Adrian, E. D. & Yamagiwa, K. (1935). "The origin of the Berger Rhythm." Brain, 58, 323-351.
22. Atwater, F. H. (1988). "The Monroe Institute's Hemisync process: A Theoretical Perspective." Faber, Va: Monroe Institute.
23. Barber, T. X. (1957). "Experiments in hypnosis." Scientific American, 196, 54-61.
24. Bermer, F. (1958b). "Cerebral and cerebellar potentials." Physiological Review, 38, 357-388.
25. Brackopp, G. W. (1984). Review of research on Multi-Modal sensory stimulation with clinical implications and research proposals. Unpublished manuscript--see Hutchison (1986).
26. Bremer, F. (1958a). "Physiology of the corpus callosum." Proceedings of the Association of Research on Nervous Disorders, 36, 424-448.
27. Budzynski, T. H. (1977). "Tuning in on the twilight zone." Psychology Today, August.
28. Budzynski, T. H. (1986). Clinical applications of non-drug-induced states. In B. B. Wolman & M. Ullman (Eds.), Handbook of states of consciousness, pp. 428-460. (New York: Van Nostrand Reinhold Company).
29. Budzynski, T. H. (1990) "Hemispheric asymmetry and REST." In Suefeld, P. Turner, J. W., Jr. & Fine, T. H. (Eds.), Restricted Environmental Stimulation, New York: Springer-Verlag.
30. de Quincey, C. (1994). Consciousness all the way down? In Journal of Consciousness Studies, 1 (2), pp. 217-229.
31. Delmonte, M. M. (1984). Electrocortical activity and related phenomena associated with meditation practice: A literature review. International Journal of Neuroscience, 24, pp. 217-231.
32. Donker, D. N. J., Nijo, L., Storm Van Leeuwen, W. & Wienke, G. (1978). "Interhemispheric relationships of responses to sine wave modulated light in normal subjects and patients." Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 44, 479-489.
33. Evans, C. & Richardson, P. H. (1988) "Improved recovery and reduced postoperative stay after therapeutic suggestions during gneeral anaesthetic." Lancet, 2, 491.
34. Evans, F. J., Gustafson, L. A., O'Connell, D. N., Orne, M. T. & Shor, R. E. (1966). "Response during sleep with intervening waking amnesia." Science, 152, 666-667.
35. Fischer, R. (1971). A cartography of ecstatic and meditative states. Science, 174 (4012), pp. 897-904.
36. Foster, D. S. (1990) "EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beats stimulation combined with alpha biofeedback." Ann Arbor, MI: UMI, Order No. 9025506.
37. Foster, D. S. (1990). EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beats stimulation combined with alpha biofeedback. Hemi-Sync Journal, VIII (2), pp. 1-2.
38. Foulkes, D. & Vogel, G. (1964). "Mental activity at sleep-onset." Journal of Abnormal Psychology, 70, 231-243.
39. Glicksohn, J. (1986). "Photic driving and altered states of consciousness: An exploratory study." Imagination, Cognition and Personality, 6, 167-182.
40. Green, E. E. & Green, A. M. (1986). Biofeedback and states of consciousness. In B. B. Wolman & M. Ullman (Eds.), Handbook of states of consciousness, pp. 553-589. (New York: Van Nostrand Reinhold Company).
41. Harding, G. F. & Dimitrakoudi, M. (1977). "The visual evoked potential in photosensitive epilepsy." In J. E. Desmedt (Ed.), Visual Evoked Potentials in Man: New Developments. Oxford: Clarendon.
42. Henriques, J. B. & Davidson, R. J. (1990). "Regional brain electrical asymmetries discriminate between previously depressed and healthy control subjects." Journal of Abnormal Psychology, 99, 22-31.
43. Hiew, C. C. (1995). Hemi-Sync into creativity. Hemi-Sync Journal, XIII (1), pp 3-5.
44. Hink, R. F., Kodera, K., Yamada, O., Kaga, K., & Suzuki, J. (1980). Binaural interaction of a beating frequency following response. Audiology, 19, pp. 36-43.
45. Hirai T. A data processing of electroencephalographic study on Zen meditation (Zazen) - EEG changes during concentrated relaxation // Recent Adv. EEG and EMG Data Process: Prog. Int. Conf., Kanazawa, Sept. 10-12, 1981. - Amsterdam e.a., 1981. - P. 377-378.
46. Hoovey, Z. B., Heinemann, U. & Creutzfeldt, O. D. (1972). "Inter-hemispheric 'synchrony' of alpha waves." Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 32, 337-347.
47. Hunt, V. V. (1995). Infinite Mind: The Science of Human Vibrations. (Malibu: Malibu Publishing Company).
48. Hutchison M. (1994) "MegaBrain Power: Transform Your Life with Mind Machines and Brain Nutrients", New York, Hyperion.
49. Hutchison, M. (1986). Megabrain. New York: Beech Tree Books. William Morrow.
50. Hutchison, M. (1990). "Special issue on sound/light." Megabrain Report: Vol 1, No. 2.
51. Jevning, R., Wallace, R. K., & Beidenbach, M. (1992). The physiology of meditation: A review. A wakeful hypnometabolic integrated response. Neuroscience and Behavioral Reviews, 16, pp. 415-424.
52. Kennerly, R. C. (1994). An empirical investigation into the effect of beta frequency binaural beat audio signals on four measures of human memory. (Department of Psychology, West Georgia College, Carrollton, Georgia).
53. Kooi, K. A. (1971). Fundamentals of Electroencephalography. New York: Harper & Row.
54. Kubie, L. (1943). "The use of induced hypnagogic reveries in the recovery of repressed amnesic data." Bull. Menninger Clinic, 7, 172-182.
55. Lubar, J. F. (1989). "Electroencephalographic biofeedback and neurological applications." In J. V. Basmajian (Ed.), Biofeedback: Principles and Practice, New York: Williams & Wilkins
56. Luria, A. R. (1970). The functional organization of the brain. In Recent Progress in Perception. (San Francisco: W. H. Freeman and Company).
57. Mavromatis, A. Hypnagogia: The Unique State of Consciousness Between Wakefulness and Sleep. New York: Routledge & Kegan Paul, 1987.
58. Miller, E. E. (1987). Software for the Mind: How to program Your Mind for Optimum Health and Performance. Berkeley, CA: Celestial Arts.
59. Moses, R. A. (1970). Adler's Physiology of the Eye: Clinical Applications. St. Louis: Mosby.
60. Oster, G. (1973). Auditory beats in the brain. Scientific American, 229, pp. 94-102.
61. Owens, J. E. (1995). Integrating paradigms. Hemi-Sync Journal, XIII (3), pp.1-3.
62. Peniston, E. G. & Kulkowski, P. J. (1989). "Alpha-Theta brainwave training and B-endorphin levels in alcoholics." Alcoholism, 13, 271-279.
63. Richardson, A. & McAndres, F. (1990) "The effects of photic stimulation and private self-consciousness on the complexity of visual imagination imagery." British Journal of Psychology, 81, 381-394.
64. Rubin, F. (1968). (Ed.), Current Research in Hypnopaedia. London: MacDonald.
65. Rubin, F. (1970). "Learning and sleep." Nature, 226, 447.
66. Sabourin, M. E., Cutcomb, S. E., Crawford, H. J., & Pribram, K. (1990). EEG correlates of hypnotic susceptibility and hypnotic trance: Spectral analysis and coherence. International Journal of Psychophysiology, 10, pp. 125-142.
67. Schacter, D. L. (1977). "EEG theta waves and psychological phenomena: A review and analysis." Psychology, 5, 47-82.
68. Sheila Ostrander, Lynn Schroeder, "Superlearning" (NY: Delacorte, 1979)
69. Sheila Ostrander, Lynn Schroeder, "Super-Memory: The Revolution" (NY: Carol&Graf, 1991)
70. Sittenfeld, P., Budzynski, T. & Stoyva, J. (1976). "Differential shaping of EEG Theta rhythms." Biofeedback and Self-Regulation, 1, 31-45.
71. Smith, J. C., Marsh, J. T., & Brown, W. S. (1975). Far-field recorded frequency-following responses: Evidence for the locus of brainstem sources. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 39, pp. 465-472.
72. Steriade, M., McCormick, D. A., & Sejnowski, T. J. (1993). Thalamocortical oscillations in the sleeping and aroused brain. Science, 262, 679-685.
73. Tomarken, A. J., Davidson, R. J., & Henriques, J. B. (1990). "Resting frontal brain asymmetry predicts affective responses to films." Journal of Personality and Social Psychology, 59, 791-801.
74. Townsend, R. E. (1973). "A device for generation and presentation of modulated light stimuli." Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 34, 97-99.
75. Van der Tweel, L. H. & Verduyn Lunel, H. F. E. (1965). "Human visual responses to sinusoidally modulated light." Electroencephalography and Clinical Neurology, 18, 587-598.
76. Walter, V. J. & Walter, W. G. (1949). "The central effects of rhythmic sensory stimulation." Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 1, 57-86.
77. Webb, W. B., & Dube, M. G. (1981). Temporal characteristics of sleep. In J. Aschoff (Ed.), Handbook of behavioral neurobiology, pp. 510-517. (New York: Plenum Press).
78. West, M. A. (1980). Meditation and the EEG. Psychological Medicine, 10, pp. 369-375.
79. Whitton T. EEG frequency patterns assosiated with hallucinations in schizophrenics and "creativity" in normals //Biol. Psychiat. 1978. Vol. 13. P. 123-133.

6 декабря 2004

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002-2004.
Адрес сайта: mnemonikon.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника