Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

В.Козаренко

Мнемотехнические эффекты

В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.

Эффект стирания ассоциации

Он проявляется в двух формах.

Первая. Когда образованная ассоциация не активизируется - она самопроизвольно разрушается (стирается). Так, однократно созданные связи начинают разрушаться примерно через час. Этот эффект позволяет выполнять большое количество тренировочных упражнений. Все запомненные сведения (связи) будут автоматически уничтожены.

Вторая. С одним образом может быть образована только одна связт. Если на 60 опорных образов вы запомните 60 случайных чисел и на следующий день на эти же опорные образы запомните другие 60 чисел. Предыдущие не вспомнятся.

Если вы хотите более подробно разобраться с этим интересным эффектом, то вам следует внимательно изучить схему образования электрической связи. Дело в том, что предыдущие связи не уничтожаются. Они просто становятся недоступны для припоминания. На самом деле один образ может быть связан с десятками других образов. Но для того, чтобы считать эти связи, необходимо применять специальную технику запоминания и припоминания. Для считывания множественных связей одного образа с другими, специально разработаны: техника образования ассоциации с выделением основы ассоциации (основной способ запоминания в данной системе) и техника запоминания "Матрица". Но даже в этом случае эффект самопроизвольного разрушения связей остается в силе. И запомненные сведения требуют закрепления в памяти.

Информация в мозге стирается самопроизвольно, а также под воздействием другой информации. Эффект хорошо наблюдается при запоминании 30-ти и более единиц информации. Эффект используется в данной методике обучения мнемотехнике. Так, благодаря этому эффекту, в упражнениях можно запоминать новые сведения, связывая их с одними и теми же опорными образами. Предыдущая информация стирается. При долговременном запоминании всегда нужно иметь ввиду этот эффект и не использовать повторно уже занятые опорные образы.

Эффект сворачивания ассоциативных цепочек

Наблюдается при припоминании. Если в процессе припоминания внимание обучающегося отвлекается, он уже не может вспомнить то место, где воспоминание прервалось и вынужден возвращаться к началу последовательности. Иногда можно наблюдать быстрое мелькание образов в воображении в момент отвлечения внимания. Цепочка образов, прокрутившись, останавливается на последнем образе.

При отсроченном припоминании через один - два месяца (если человеку не ставилась задача сознательного повторения), при напоминании первого слова ранее запоминавшейся цепочки припоминаются первые два - три слова, а затем сразу одно - два последних. Остальные образы цепочки не вспоминаются даже при напоминании (подсказке). Хотя после запоминания учащийся мог свободно воспроизводить весь ряд (60 - 100 образов).

Этот эффект чем-то похож на описанный в психологической литературе "Эффект края" Г.Эббингауза. Только в данном случае он наблюдается при отсроченном припоминании. Значение этого эффекта, на мой взгляд, значительно большее, чем принято думать.

С одной стороны, этот эффект мешает сознательному запоминанию, так как происходит стирание запомненных в образах сведений. Стирающее влияние этого эффекта легко нейтрализуется. Достаточно не запоминать длинных последовательностей образов, а разбивать запоминаемые сведения на маленькие последовательности - не более 5-ти образов в каждой. В системе запоминания "Джордано" запоминание длинных последовательностей практически не используется вообще. Основной способ запоминания - это образование ассоциаций. В ассоциациях любая последовательность ограничивается всего двумя образами.

Мозг жертвует информацией не просто так. Я считаю, что данный эффект является одним из механизмов, благодаря которому мозг автоматически формирует свернутые программы реагирования (по типу "Если..., то..."). промежуточные звенья между "Если" и "то" - уничтожаются ради ускорения ответной реакции. С помощью этого механизма мозг может формировать конструкты (теория личностных конструктов Дж.Келли), которые организуются в сложные иерархические системы конструктов и, по существу, являются глобальной программой реагирования, по которой человек строит свое поведение (сознательно и неосознанно).

Я также думаю, что основная работа по сворачиванию ассоциативных цепочек осуществляется мозгом во время сна. При этом, сжатие происходит отдельно по анализаторным системам (хорошо известно, что во время сна речевой и зрительный анализаторы разобщаются и функционируют изолированно друг от друга - мысли начинают путаться при засыпании). Результат работы по сжатию информации мозг показывает в виде сновидения. Одной из функций сновидения может быть процесс записи в мозг "заархивированной" информации.

Эффект первого образа

При припоминании упражнений часто возникают сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает обычно тот образ, который первым "выскочил" из памяти, даже, если вы уверены в том, что этот образ неверный.

Эффект непосредственного припоминания

Первоначально информация захватывается памятью в виде комбинаций зрительных образов. В дальнейшем, если вы примените метод активного повторения, запомнившиеся сведения будут припоминаться сразу в том виде, в каком вы их воспринимали при запоминании. Особенно важно добиваться эффекта непосредственного припоминания при запоминании иностранных слов и знаковых систем изучаемых вами иностранных языков.

Эффект ассоциативного припоминания

Хорошо наблюдается всеми и заключается в том, что один воспринимаемый образ мгновенно вызывает из памяти "дополнительную" информацию по ранее установленным взаимосвязям.

К этому эффекту следует отнести и возможность припоминания всех информационных сообщений содержащих стимулирующий элемент, например, число 35.

Мнемотехника наглядно демонстрирует, что память человека работает по единственному принципу: "Стимул - реакция". Реакцией на стимул может быть отдельный образ, целая ассоциация, небольшая программа - последовательность реакций, например фраза.

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100