Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Ю.В.Пахомов, "Занимательный аутотренинг", глава 5
Художники О.И.Айзман, Ю.М.Аратовский

Конкурс бездельников

Для того чтобы члены группы научились более или менее глубоко расслаблять себя самостоятельно, достаточно бывает в среднем 6-7 занятий. К этому времени у каждого из занимающихся складывается обычно своя собственная манера погружаться в расслабленное состояние и соответствующая ей "внутренняя картина" саморелаксации. После того как контуры умений занимающихся обозначились, задачей групповой работы становится совершенствование приобретенного опыта: наращивание скорости расслабления и его глубины, повышение прочности и помехоустойчивости сформированных навыков. При этом коллективные занятия должны быть построены таким образом, чтобы стимулирующее влияние группы на продвижение каждого ее члена использовалось максимально. В частности, ведущий может пустить в ход мощные психологические пружины соперничества и ответственности, заложенные в ситуациях соревновательной борьбы.

В этой главе собраны упражнения (игры), основная цель которых мобилизовать весь багаж релаксационного опыта занимающихся в условиях соревнований.

Коллективное занятие должно быть построено таким образом,
чтобы стимулирующее влияние группы на продвижение каждого
использовалось максимально

Упражнение 22. "Демонстратор"

По заданию ведущего один из участников игры начинает изображать себя расслабляющимся: вваливается в кресло, безвольно раскидывает руки, роняет голову и т. п. Главным в ITOM упражнении является не само по себе расслабление, а работа на зрителя. Исполнитель роли расслабляющегося должен заставить занимающихся поверить и прочувствовать, насколько глубоко он ушел в релаксацию.

Все остальные члены группы выступают в роли оценщиков и могут не только созерцать явленное им расслабление, но и "щупать" его. Можно, например, приподнять за запястье руку расслабляющего - и она безжизненно упадет вниз. Можно слегка качнуть его за плечи - и тело отзовется студенистым колыханием. Разумеется, физические воздействия на "демонстратора" не должны быть чрезмерными, и ведущему при выполнении этого упражнения необходимо особенно строго следить за соблюдением "техники безопасности".

После того как маленькое представление одного из членов группы окончено, роль расслабляющегося берет на себя другой член группы и т. д. Завершается игра обсуждением, в котором подводятся итоги конкурса на лучшее расслабление, высказывают свои мнения "критики" и дают интервью "актеры".

Как правило, игра проходит оживленно. Во время ее проведения многим удается с первой же попытки создать яркий пластический образ, в котором все говорит о расслаблении: бесформенная поза, обвисшие щеки, затуманенный взор и т. п. Некоторые занимающиеся могут входить в роль настолько, что, глядя на них, другие поневоле начинают расслабляться сами.

Для большинства "демонстраторов" исполнение роли расслабляющегося сопровождается реальным вхождением в расслабленное состояние, и чем больше старается лицедей казаться расслабленным, тем в большей степени он становится им. Иногда участники игры достигают даже более глубокого и полного расслабления, чем обычно. При обсуждении члены группы часто отмечают, что, стараясь выразить в своем облике идею расслабления, они невольно сами проникались ею, а убеждая других в своей расслабленности, убеждали тем самым и себя. За этими наблюдениями стоит психологическая закономерность. Дело в том, что связь между внутренними состояниями человека и их внешними проявлениями носит двусторонний характер. Это позволяет, например, приходить в возбужденное состояние при помощи движений или управлять настроением, меняя выражение лица.

Имитируя сверхрасслабление, занимающиеся проходят хорошо известный актерам путь от копирования внешних черт изображаемого персонажа к его действительным переживаниям.

При организации этого упражнения каждому члену группы на исполнение его "номера" желательно отводить не более 2-3 минут, а обсуждение проводить после каждых 3-4 выступлений. Такой порядок работы позволит зрителям - "критикам" сохранить отчетливость впечатлений об игре каждого "демонстратора". Во время обсуждений ведущему следует заострить внимание членов группы на тех деталях внешнего облика "демонстраторов", которые оказались наиболее удачными и выразительными или, напротив, не позволили произвести нужного впечатления. Это поможет занимающимся отчетливее осознать наиболее созвучные расслаблению особенности позы, расположения частей тела и т. д., а возможно, и исправить некоторые имеющиеся у них в этом плане недостатки.

Происходящее во время работы над "демонстратором" знакомство с тем, как "выглядит" расслабление для отдельных участников игры, может оказаться исключительно полезным. Вскоре после выполнения этого упражнения некоторые члены группы замечают, например, что релаксационные погружения становятся более успешными, если они стараются при этом "увидеть" себя расслабляющимися как бы со стороны или в воображаемом зеркале. Иногда кто-то из них обнаруживает, что в расслаблении ему неизменно помогает определенный жест - мягкое покачивание головы, демонстративное бросание рук на колени и т. п.

Ведущего не должно смущать, когда в ряду осознанных "демонстраторами" образов появляются фигуры откровенно пародийные, с элементами гротеска, может быть, даже издевки. В разумных пределах это допустимо, а иногда и желательно. Обыгрывание смешных сторон облика расслабляющихся - хорошая разрядка для многих участников игры: вышучивание и высмеивание освобождает их от подспудно накапливающегося ощущения неловкости, которое возникает всякий раз, как только они начинают в присутствии посторонних людей или своих знакомых заниматься таким необычным делом, как саморасслабление.

При проведении этой игры возможны также случаи, когда "демонстратор" успешно справляется с задачей показа расслабленности, но не выдерживает испытания прикосновением. Стоит кому-то дотронуться до него - и тут же тело деревенеет, движения утрачивают характерную мягкость и разболтанность, поза становится напряженной. Чаще всего это свидетельствует о тревожном характере занимающегося, теневыми гранями которого являются недоверие, страх, привычка постоянно чувствовать себя в опасности. В таком случае остается лишь надеяться, что повседневная практика релаксации со временем сделает его более доверчивым и открытым. Другая возможная причина "неприкасаемости" может крыться в том, что занимающийся? не чувствует себя достаточно психологически защищенным именно в данной группе, с данными людьми. Такая возможность должна быть тщательно обдумана ведущим.

Естественным продолжением затронутой в "Демонстраторе" темы является...

Упражнение 23. "Эксперт"

Группа разбивается на две равные по количеству участников команды. В каждой команде назначается "эксперт". Выбранный на эту роль член группы отворачивается или закрывает глаза, а в это время команда выбирает нескольких расслабляющихся. Их количество оговаривается заранее и остается в обеих командах всегда одним и тем же. Участники рассаживаются в круг, занимают удобные позы и закрывают глаза. Выбранные члены группы начинают расслабляться, в то время как остальные члены команды просто сидят в креслах. Через 30-40 секунд "эксперт" приступает к работе. Его задача - внимательно оглядеть всех игроков своей команды и найти расслабляющихся.

Во время проведения игры ведущему необходимо постоянно удерживать в поле своего внимания обе команды. Он должен координировать действия участников этой игры таким образом, чтобы работа в командах шла синхронно и одной из них не приходилось подолгу ждать другую.

После каждого такта игры выводы экспертов сопоставляются с действительным распределением ролей в командах и ведущий объявляет счет. Команде присуждается очко, если ее "эксперт" оказался ближе к истине, чем "эксперт" команды соперников. В случае одинакового количества верных угадываний обеим командам присуждается по пол-очка. При переходе к новому такту выбираются новые "эксперты" и новые расслабляющиеся.

Поначалу на некоторых расслабляющихся включенность в соревновательную ситуацию может оказать дезорганизующее влияние. Горя желанием не подвести команду, они берутся за дело с такой кипучей энергией, будто расслабление - это что-то вроде бега на стометровку или выжимания штанги. Но чем больше прикладывают они усилий, тем хуже идет расслабление. Такого рода неудачи подталкивают занимающихся к выводу: слишком сильное желание расслабиться само является помехой, поэтому, чтобы победить в соревнованиях, нужно стать в какой-то степени равнодушным к победе. В результате этого осознания противоестественное "расслабление в поте лица" сменяется более мягким стилем работы с собой и большей свободой от ситуации.

Строго говоря, победу или поражение команды в очередном такте игры нельзя считать прямым следствием работы расслабляющихся. Во-первых, определенную роль здесь могут играть непроизвольные или даже намеренные подсказки "эксперту", которые порой бывает трудно отличить от реально вызванных расслаблением изменений в облике сидящих членов группы. Во-вторых, результаты каждого такта во многом зависят от наблюдательности экспертов. Таким образом, борьба за максимальное расслабление является лишь одним из многих влияющих на исход игры факторов. Ведущему же необходимо именно ее поставить в центр внимания группы, как будто от расслабляющихся, и только от них, зависит успех или неудача "экспертов". Сделать это можно в основном за счет. соответствующего смещения акцентов в оценках и комментариях хода соревнования.

Важное условие успешного проведения упражнения "Эксперт" - хороший темп игры, сработанность ее участников в совместных упражнениях, быстрое принятие групповых решений. Особенно важна четкость действий занимающихся при смене тактов игры, когда командам приходится перераспределять роли. Высокая скорость переходов от одного такта к другому не позволяет занимающимся остыть, выключиться из игрового действия на время решения организационных вопросов. Подогревает спортивные страсти занимающихся и увлеченность самого ведущего, живость его реакций на ход соревнования. Игра получает дополнительный эмоциональный заряд, если ведущий в ней не только беспристрастный судья, но и азартный болельщик, и напористый спортивный комментатор.

Недостатком описанного варианта игры является большое количество в каждом ее такте "статистов", т. е. участников, не включенных в активные роли экспертов или расслабляющихся. Для повышения "коэффициента полезного действия" группы после 2-3 тактов игры целесообразно переходить к такой ее модификации, при которой все члены команды, кроме эксперта, становятся расслабляющимися. Для того чтобы озадачить эксперта, занимающиеся расслабляют различные области: правую или левую руку, верхнюю или нижнюю половину тела и т. п. Глядя на игроков своей команды, "эксперт" должен определить: в какой части тела локализовано расслабление у каждого из них. Перечень возможных зон расслабления оговаривается заранее и не должен "дробить" тело на слишком мелкие части.

Упражнение 24. "Термометр"

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из занимающихся садится, закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой руке. Как только ему удается согреть руку (а на это требуется обычно около минуты), он сигнализирует о готовности. Партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнеров.

Как правило, участники игры успешно справляются с этим заданием. Более уверенно и легко происходит отгадывание при нагревании правой руки (у правшей). Психофизиологический механизм, позволяющий занимающимся определять нагретую руку, достаточно прост: расслабленная часть тела не только изнутри ощущается как более теплая, но и действительно несколько теплеет за счет усиленного кровоснабжения. Косвенной подсказкой отгадывающему может послужить также непроизвольный наклон или поворот головы партнера в сторону правой или левой руки во время ее нагревания. Чтобы предотвратить такую возможность, ведущему желательно предупредить о ней членов группы заранее.

Игра "Термометр" производит обычно сильное впечатление на занимающихся. Так же как и упражнение "Гипноз", она воспринимается как яркая и зачастую неожиданная демонстрация реальных возможностей человека в области релаксации. Ошибки в определении более нагретой руки возникают либо из-за низкой кожной чувствительности отгадывающего, либо из-за недостатков в работе его партнера. Наиболее распространенное препятствие для тех, кто нагревает руку, - непроизвольный захват тепловым потоком другой руки. Эта досадная помеха возникает обычно из-за плохого управления вниманием, и бороться с ней довольно трудно. Если в повторных попытках отстроиться от второй руки занимающемуся так и не удается, можно порекомендовать ему представить эту руку покрытой инеем или, например, опущенной в холодную воду.

Иногда в ходе выполнения упражнения с трудностями технического порядка сталкиваются отгадывающие. Когда участник игры использует в качестве "термодатчика" одну руку, то уловить тепловое различие ему мешает временной интервал между прикосновениями к рукам товарища. Вместе с тем одновременное прикосновение к рукам партнера обеими руками может оказаться ненадежным из-за температурной разницы в руках самого отгадывающего. Выйти из этого затруднения многим помогает следующая тактика использования "термометра": отгадывающий производит несколько замеров обеими руками, но сначала прикасается своей правой рукой к левой руке партнера, а левой - к правой, потом перекрещивает свои руки и прикасается правой к правой, а левой к левой, затем возвращает руки в исходное положение и т. д.

В ходе проведения игры "Термометр" работу в парах следует чередовать с ее обсуждениями всеми членами группы. Чтобы придать групповой работе нужное направление, ведущему необходимо подчеркивать зависимость результатов каждой попытки от усилий тех, кто нагревает свою руку. Способности же отгадывающих выделять в самостоятельную проблему не следует.

Более острый характер игра приобретает в том случае, когда пары либо спонтанно, либо поддавшись на провокации ведущего, либо по его прямому указанию начинают соревноваться между собой в точности отгадывания. Если же точность настолько высока, что играть становится уже неинтересно, задание можно усложнить: пусть отгадывающий определяет нагретую руку на расстоянии, поднося свою ладонь сколь угодно близко к рукам партнера, но не касаясь их. В таком режиме процент верных диагнозов резко упадет. Обычно это подхлестывает занимающихся, заставляет их работать более интенсивно.

Возможен еще один соревновательный вариант игры "Термометр". Для его проведения потребуется перегруппировка занимающихся в объединения по три человека. В каждой такой микрогруппе двое соревнуются между собой в нагревании ладоней, третий же выполняет функции арбитра и присуждает победу тому, чья рука покажется ему более теплой при прикосновении. После каждого такого поединка роль судьи переходит к новому участнику игры, а прежний сам вступает в борьбу. Еще более увлекательной становится игра, если ей задается хороший темп. Обороты она может потерять в основном из-за нерешительности судей. Поэтому при проведении соревнований главное для ведущего - добиться от них смелости в решениях независимо от того, улавливают они на самом деле отчетливую разницу между руками двух соперников или нет. Добиваться этого необходимо осторожно, чтобы ни в коем случае не сделать судейскую оценку в глазах соревнующихся чем-то случайным и не зависящим от их усилий. Можно, например, советовать судьям больше полагаться на интуицию, доверять первому впечатлению, которое "никогда не обманет", и т. д.

Если интерес к "термическим состязаниям" у членов группы не остывает, развить эту линию дальше ведущему поможет...

Упражнение 25. "Кипятильник"

Ведущий устанавливает на столе или стульях два таза, наливает в каждый из них по 1-2 литра воды и приглашает членов группы начать соревнования. Для этого группа разбивается на две равные по количеству команды (4-5 человек). Игроки каждой из команд рассаживаются вокруг своего таза. По сигналу ведущего они погружают кисти рук в воду и мысленным усилием начинают нагревать ее. На протяжении 2-3 минут, отведенных для борьбы за самую теплую воду, ведущий несколько раз переходит от команды к команде. Он погружает палец то в один, то в другой таз и по результатам своих замеров комментирует ход соревнований.

Оценить работу соперничающих команд объективно ведущий вряд ли сможет. Однако небольшая инсценировка позволит ему создать видимость острейшей борьбы - с драматическими рывками, частой сменой лидера и т. п. Ведущему необходимо стремиться накалить обстановку и максимально включить занимающихся в воображаемую погоню друг за другом. Для этого он должен верить собственным словам, но не слишком увлекаться игрой вымысла, удерживая его в рамках правдоподобия.

Что же касается реального повышения температуры в каждом тазу, то оно может составлять от 0,5 до 3° и во многом зависит от начальной температуры воды в них (чем холоднее была вода, тем сильнее она будет нагрета) и их теплоемкости (в пластмассовом тазу вода нагреется сильнее, чем в металлическом). В тех случаях, когда физические условия благоприятствуют проявлению реального эффекта, ведущий может использовать в качестве объективных арбитров два водяных термометра. Это избавит его от необходимости мистифицировать членов команд. Разумеется, вопрос о том, какого повышения температуры можно ожидать в данных конкретных условиях и уместен ли здесь термометр, должен быть выяснен ведущим еще до занятий с группой в серии соответствующих опытов.

Игра "Кипятильник" неизменно дает группе интересный материал для обсуждений, поскольку в ней парадоксальным образом сталкиваются идея расслабления с идеей яростной борьбы с холодом. Способы работы над заданием могут быть различными. Одни, превратив свою руку в работающий на полную мощность обогреватель, идут по пути волевого усилия-при выполнении задания они находятся в состоянии высокой внутренней напряженности. Для других же более приемлемым оказывается созерцательный подход: отстройка внимания от холода вокруг руки и сосредоточение на тепле внутри нее. Чем холоднее вода, тем труднее занимающимся решать задачу вторым способом. Однако именно эта техника нагревания воды связана с использованием навыков расслабления. Поэтому при обсуждении различных принципов работы "кипятильника" ведущему следует поощрять и поддерживать прежде всего тех, кто действительно расслабляется во время выполнения задания.

Аналогичную игру можно провести и с использованием совсем другого оснащения. Для этого необходимо заранее приготовить лед, а непосредственно перед игрой разбить его на множество осколков. Соответственно числу участников игры ведущий отбирает приблизительно одинаковые по величине кусочки льда - размером с леденец (0,1-0,2 см3). По сигналу ведущего каждый кладет льдинку себе на ладонь и старается как можно быстрее растопить ее. Побеждает в этом соревновании тот, кто раньше других превратит кусочек льда в воду. В среднем на это требуется около 2 минут. Чтобы максимально уравнять шансы занимающихся на победу, в игру необходимо ввести ограничения: участники ее не должны сжимать руку со льдом в кулак, перекатывать льдинку по поверхности ладони, дышать на нее. Кусочек льда необходимо держать на поверхности раскрытой ладони таким образом, чтобы он был хорошо освещен и виден.

Если поблизости от места проведения занятий нет холодильника, лед можно принести из дома в термосе. В зимнее же время его с успехом заменят "драже", вылепленные из снега.

Борьба за тепло не является единственным возможным видом состязаний между членами группы. Ведущий может перевести усилия занимающихся в русло борьбы за тяжесть, если он предложит им...

Упражнение 26. "Весы"

Занимающиеся разбиваются на пары, становятся друг против друга. Один из них кладет руки на плечи другому, закрывает глаза и начинает мысленно "нагнетать" тяжесть в свою правую или левую руку. Добившись нужного ощущения, он подает сигнал готовности своему партнеру, и тот должен отгадать, какая рука стала тяжелее.

По общему рисунку взаимодействия партнеров упражнение во многом аналогично "Термометру". Процент верных угадываний в этой игре также обычно довольно высокий. Это может быть связано с реальным потяжелением руки в результате самовнушения (см. упражнение "Контакт"). Здесь возможно и действие идеомоторного фактора: увлекшись воображаемой тяжестью, участник игры начинает "подыгрывать" партнеру, усугубляя пассивное давление веса руки на его плечо некоторым непроизвольным усилием. Контролировать такого рода бессознательный обман практически невозможно, да и незачем: ведь основное внутреннее усилие направлено на то, чтобы действительно почувствовать свою руку более тяжелой.

19 февраля 2004

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100