Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь

 

Ю.В.Пахомов, "Занимательный аутотренинг", глава 4
Художники О.И.Айзман, Ю.М.Аратовский

Подчиняться или повелевать?

Обычно к 4-5-му занятию участники игр, еще не научившись достаточно глубоко расслаблять себя самостоятельно, уже хорошо расслабляются на сеансах гетеротре-нинга. Во время этих сеансов им приходится работать только в режиме "приема" релаксирующих воздействий, а в роли "передатчика" выступает ведущий. Очевидно, что нельзя расслаблять себя самостоятельно, не научившись совмещать обе функции: воспринимающего импульсы расслабления и генерирующего их, внушающего и поддающегося внушению. Если быть расслабленными занимающиеся уже могут, то как им стать расслабляющими?

В практике обучения аутогенной тренировки, и в частности в спортивной практике, используется следующий прием: проводя гетеротренинг, ведущий предлагает занимающимся мысленно повторять все произносимые им формулы. От раза к разу вторящий словам ведущего "внутренний голос" каждого члена группы набирает силу, приобретает необходимую уверенность и нужные интонации. С какого-то момента созданный таким образом в сознании участника внутренний ведущий становится фигурой настолько самостоятельной, что начинает жить своей жизнью. И нужда в помощи извне при расслаблении сама собой отпадает.

Некоторых баюкающая речь ведущего размягчает настолько,
что совершать какие-то действия они уже не в силах

Этот способ обучения давно испытан, часто приносит хорошие результаты, но иногда может давать и осечку. Главный его недостаток в том, что работа на самовнушение оказывается скрытым процессом, который невозможно проконтролировать. Одни повторяют формулы про себя добросовестно и систематически, другие - от случая к случаю, третьих же баюкающая речь ведущего размягчает настолько, что совершать какие-то внутренние действия они уже не в силах. Неудивительно поэтому, что и после окончания курса аутотренинга часть занимающихся нередко остается в психологической зависимости от ведущего и оказывается не готовой к самостоятельному использованию изученных техник.

Другой путь развития активного звена во внутреннем механизме саморасслабления состоит в том, чтобы на занятиях предоставить членам группы возможность в явной и доступной контролю форме выполнять функции релаксационных "передатчиков". Можно, например, подключить отдельных членов группы к работе ведущего на сеансах гетеротренинга. Регулярное использование этого приема не всегда целесообразно, но можно прибегнуть к его игровым модификациям.

В упражнениях этой главы от занимающихся требуется то, что до сих пор являлось исключительной привилегией ведущего: вырабатывать и совершенствовать приемы релак-сирующего воздействия на других. Конечно, направленное на других воздействие не то же самое, что воздействие, адресованное самому себе: к себе человек обращает не звучащий поток формул, а лишь некий его внутренний аналог. Связь между ними, однако, настолько тесная, что развитие "внешних" способностей приводит к сдвигам и во "внутренних".

Упражнение 17. "Телепатия"

Ведущий предлагает членам группы принять участие в парапсихологическом опыте и дает следующую инструкцию. Занимающиеся разбиваются на пары, в каждой паре распределяются роли "реципиента" и "индуктора". "Реципиент" удобно располагается на стуле, закрывает глаза. Его задача-быть внимательным и абсолютно пассивным:
ничего не делать самому, но все улавливать, впитывать и запоминать. Задача "индуктора" - мысленно расслабить своего партнера.

По команде ведущего пары начинают работать. Через каждые 3-5 минут происходит смена ролей в парах или смена партнеров. После 2-3 сеансов "Телепатии" ведущий предлагает "реципиентам" описать возникшие у них ощущения. В беседе обычно выясняется, что многим "индук-торам" действительно удалось решить свою задачу. Кому-то полностью, большинству-лишь частично. Многие "реципиенты" дают яркие и подробные описания всего ходя расслабления, отмечают особенности его перехода от одной части тела к другой. Довольно часто можно услышать о незавершенных влияниях "индуктора", когда расслабляющая волна, начав распространяться по телу, в какой-то момент "застряла", "отступила" или "рассеялась".

Истинные механизмы наблюдаемых в этой игре феноменов легко объяснимы: это концентрация внимания на собственном теле, вызванные внушением обманы восприятия, в некоторых случаях неосознанно воспринимаемые ритмы дыхания "индуктора". Ведущему, однако, лучше не спешить с развенчанием таинственных явлений, а, предоставив слово "индукторам", посвятить следующий круг обсуждения приемам "телепатического" воздействия.

Эта фаза игры особенно важна, поскольку выявляет и делает общим достоянием группы все богатство избираемых тем или иным ее участником стратегий релакси-рующего воздействия на других. Во время проведения игры занимающиеся используют разные способы расслабления на расстоянии, причем каждый из них часто применяет какой-то один прием, даже не подозревая о возможности других решений. Одни мысленно "уговаривают" партнера расслабиться, стараясь делать это как можно более прочувствованно и убедительно. Другие пробуют ярко представить себе, как "реципиент" обмякает и расползается на своем стуле. Третьим важно почувствовать себя сидящим в кресле паргнера, перевоплотиться в него и, расслабляясь самому, вообразить, что это он расслабляется. Четвертые находят решение в том, чтобы расслабиться самим и при помощи воображения "перекачать" свою расслабленность в партнера. Пятые, встроившись в ритм дыхания "реципиента" и добившись ощущения контакта, исподволь начинают навязывать ему свой расслабляющий рисунок дыхания - замедленный, с затянутым выдохом.

Как правило, во время сеанса у "индукторов" возникают выраженные ощущения того, что партнер "поддается" или "сопротивляется". Отчетливо переживаются моменты установления или утери "контакта", причем описания "индуктора" и "реципиента" нередко совпадают. Специально акцентировать внимание на такого рода наблюдениях не стоит, поскольку суть "Телепатии" - не в изучении этих, по большей части иллюзорных феноменов. Они могут быть использованы ведущим, но лишь в той мере, в какой их обсуждение позволяет интенсифицировать работу "индукторов" во время сеанса. Впрочем, сама обстановка игры и необходимость работы на партнера уже являются хорошими дополнительными стимулами, побуждающими "индуктора" резко наращивать мощь своего внутреннего "генератора релаксации".

Опыт, накопленный занимающимися во время работы в активной роли "индуктора", поможет им выполнить...

Упражнение 18. "Гипноз"

Занимающиеся разбиваются на пары. Распределив между собой роли "гипнотизируемого" и "гипнотизера", партнеры приступают к упражнению. "Гипнотизируемый" удобно располагается на стуле: предплечья на бедрах, кисти свободно свисают вниз; пальцы правой руки легко, без усилия удерживают небольшой предмет-карандаш, ластик и т. п.;
глаза закрыты. Установка для "гипнотизируемого" - полная пассивность, никаких произвольных движений. Его партнер начинает проводить внушение: "Правая рука тяжелеет.. пальцы размягчаются... тепло струится по руке, переполняя ее ленивой истомой..." и т. д. до тех пор, пока стук упавшего на пол карандаша не возвестит об окончании "гипнотического" сеанса.

Через 2-3 минуты этот момент действительно наступает. Большинство "гипнотизируемых" роняют предмет, с удивлением обнаруживая в своих пальцах парализующую слабость. Особенно неожиданной оказывается она для тех, кто не имел никакого желания "подыгрывать" партнеру и даже, быть может, внутренне сопротивлялся ему.

Первый успех обычно действует на участников игры ошеломляюще и резко обостряет их интерес к упражнению "Гипноз". Скачок в представлениях о своих возможностях происходит практически у каждого, кто впервые сумел "силой слова" заставить человека уронить предмет. А таких, как правило, оказывается большинство. Случаются, конечно, и неудачи. Чаще всего они связаны с недостаточным вхождением "гипнотизирующего" в свою роль. Затруднения в подборе нужных слов, разрывы в речи и неуверенность в голосе - все это говорит о том, что занимающийся все еще находится "вне игры". Оказать какое-либо воздействие на партнера ему, естественно, не удается. Успешная работа других членов группы помогает обычно несостоявшемуся "гипнотизеру" обрести необходимый настрой и добиться своего в последующих попытках. Иногда тот или иной член группы все же застревает на мертвой точке из-за ложной уверенности в том, что он "не знает формул". Возможно, он окажется в более выигрышном положении при выполнении невербального варианта этого упражнения (см. упражнение "Счет").

Открытие в себе "гипнотических" способностей является важным рубежом в продвижении каждого, кто изучает аутотренинг, так как освобождает его от пут психологической зависимости. Рушится подспудно возникающий у многих членов группы миф о необыкновенных способностях ведущего, который любого может расслабить. "Чудеса" гетеротренинга становятся в ряд вещей простых и обычных. 'Именно в этот момент многие занимающиеся впервые уверенно выходят на путь серьезных и систематических занятий по релаксации.

Упражнение "Гипноз" построено таким образом, что внутренний механизм релаксационного самовоздействия оказывается как бы вынесенным вовне и распределенным между двумя людьми: один осуществляет воздействие, другой воспринимает его. Это позволяет совершенствовать обе стороны осваиваемого навыка порознь. Особенно важны здесь моменты тренинга суггестивных способностей занимающихся, а также происходящее за счет смены ролей и перегруппировки пар постоянное взаимообучение партнеров. Оно станет еще более интенсивным, если в обсуждениях каждому из членов группы ведущий предложит специально отмечать сильные и слабые стороны в работе тех, кто его "гипнотизировал".

Во время проведения "Гипноза" ведущий имеет возможность присмотреться к каждой паре и к каждому отдельному участнику игры. Если чья-то манера расслаблять партнера покажется ему особенно интересной и поучительной, он всегда найдет способ продемонстрировать ее группе. Для этого можно, например, провести общий сеанс с одним "гипнотизирующим".

Более трудный вариант задания для "гипнотизера" - заставить партнера приподнять свою лежащую на бедре руку ("Рука становится легкой, легче воздуха... Ее тянет вверх... Тянет все сильнее... Рука всплывает..."). Эту модификацию полезно использовать при изучении техники выхода из релаксационного состояния. Успех здесь возможен лишь в том случае, если "гипнотизирующий" окажет очень сильный и продолжительный психологический нажим на своего напарника. Удается это далеко не всем, однако при достаточном упорстве участников "активизирующие" приемы можно оттачивать и на безуспешных попытках. Еще одна модификация "Гипноза"...

Упражнение 19. "Контакт"

Занимающиеся разбиваются на пары, встают друг против друга. Один из них закрывает глаза и кладет другому руки на плечи. Его партнер с помощью подходящих словесных внушений пытается как можно сильнее расслабить и "утяжелить" какую-то одну лежащую на его плече руку, например правую. Обычно через 2-3 минуты занимающийся, внушающий партнеру "утяжеление" правой или левой руки, начинает ощущать эффект своего внушения на себе самом давление на соответствующее плечо заметно возрастает

Определенную роль в изменении веса руки может играть самовнушение. Более вероятно, однако, что рука воспринимается потяжелевшей благодаря реально действующим факторам. С одной стороны, когда конечность хорошо расслаблена, человеку легче забыть о ней и полностью "отдать" вес опоре. С другой стороны, вызываемые в руке ощущения тепла и тяжести-это не только расслабленность мышц, но и связанное с нею расширение кровеносных сосудов, более обильное наполнение руки кровью, а следовательно, и реальное увеличение ее веса.

Игра "Контакт" интересна тем, что из-за образованного парой замкнутого контура "гипнотизирующий" получает немедленную обратную информацию о результатах своего воздействия на партнера. Это позволяет ему гибко менять тактики релаксирующих внушений и нащупывать наиболее действенные из них.

В обсуждениях упражнений "Гипноз" и "Контакт" занимающиеся почти всегда отмечают, что расслабляющее или, напротив, мобилизующее действие слов "гипнотизера" зависит прежде всего от того, как он их произносит и насколько пропускает через себя то, что говорит. Некоторые участники игры буквально лепят образы расслабления из собственного голоса. Темп речи, ее интонация и звуковая окраска определяют силу эмоционального воздействия слов ничуть не меньше, чем их смысл. Поработать с этими звуковыми составляющими речи в чистом виде занимающимся предоставит возможность...

Упражнение 20. "Счет"

Участники образуют пары. Один занимает место в кресле, другой должен его расслабить. Единственное, что разрешено делать расслабляющему, - это считать вслух.

Условия задания побуждают членов группы активно искать нужную тональность, ритм, звучание голоса. В качестве мелодического образца расслабляющей речи выступает обычно суггестивная речь ведущего, с которой они так или иначе уже знакомы. Но одно дело представлять себе расслабляющее действие голоса и совсем другое - пытаться воспроизвести его самому.

Довольно часто в ходе попыток расслабить партнера занимающиеся
непроизвольно расслабляются и сами

Как и в предыдущих упражнениях, ведущему по ходу работы необходимо производить смену ролей и партнеров в парах, а также организовывать обратную связь от расслабляющихся. Это помогает занимающимся быстрее постигать секреты "звучащего" расслабления. Вскоре речь их обретает ленивый ритм вечернего дыхания и ползущие вниз интонации, становится обволакивающей и тягучей. Темп счета при этом все более замедляется, а голос - понижается.

Довольно часто в ходе попыток расслабить партнера участники игры непроизвольно расслабляются и сами. Иногда расслабляющие стараются специально вводить себя в состояние релаксации, и это помогает им лучше справиться с заданием Главный же результат работы с упражнением "Счет" в том, что, осваивая звуковую сторону суггестивной речи для других, члены группы легче находят и те "внутренние интонации" в обращении с собой, которые необходимы для саморасслабления

Можно модифицировать это упражнение, поставив перед занимающимися задачу посредством счета активизировать партнеров, вывести их из состояния расслабления. При этом темп речи обычно ускоряется, голос начинает звенеть и в нем появляются легкие, взлетающие нотки. Возможно и другое направление модификации: вместо нейтрального по своему содержанию счета использовать более осмысленные и информативные тексты. Например, ведущий предлагает участнику расслабить партнера описанием внешности кого-то из его знакомых или рассказом о том, что он ел сегодня на завтрак. Такого рода задания вносят обычно в работу группы оживление и смех. Ведущему необходимо соблюдать здесь разумный баланс между внешней развлекательностью упражнения и решением заключенной в нем нелегкой задачи. Основная трудность состоит в том, что расслабляющему нужно создавать подтекст, резко расходящийся со смыслом произносимых им слов. При незначительном изменении инструкции его партнер может решать задачу с другого конца: отстраиваться от отвлекающего содержания текста и одновременно слушать помогающий ему расслабиться голос. Упражняясь в этом, партнер, находящийся в пассивной роли, накапливает опыт релаксации в условиях внешних помех. Комизм же возникающей при этой ситуации-серьезная дополнительная помеха и для расслабляющего, и для расслабляющегося.

Вероятно, после пробы своих сил в четырех приведенных выше упражнениях некоторые члены группы смогут достаточно эффективно проводить сеансы гетеротренин-га сами. Предоставлять им такую возможность целесообразно в тех случаях, когда занятия по релаксации проводятся не в искусственно набранных для этого группах, а с реальностью существующими коллективами-спортивными, физкультурными, производственными или учебными. Это позволит занимающимся обрести большую самостоятельность, подготовит их к коллективной работе вне занятий с ведущим или даже после завершения всего Курса обучения.

Упражнение 21. "Волшебная палочка"

Занимающиеся разбиваются на пары. Один из них садится в удобную для расслабления позу, глаза оставляет слегка приоткрытыми. Другой, взяв в руки "волшебную палочку" (авторучку, карандаш и т. п.), подносит ее конец к пальцам руки сидящего. Ведущий объясняет, что при приближении "волшебной палочки" участник игры должен ощутить излучаемый ею поток расслабления. Обычно эта иллюзия возникает довольно легко. Затем обладатель "волшебной палочки" начинает медленно перемещать ее вдоль руки партнера. При этом расслабляемый должен внимательно следить за тем, как проходит вслед за чудодейственным предметом размягчающая мышцы волна. Если заданный обладателем "волшебной палочки" темп опережает возникновение ощущений, расслабляемый просит партнера замедлить движение или приостановить его. Добившись отчетливых ощущений в руках, "волшебник" перемещает расслабление вдоль туловища партнера, затем переводит его на ноги.

Как это ни странно, "палочка" действительно оказывается чудесным орудием релаксации. С ее помощью почти все члены группы расслабляются быстрее и глубже. Многие из них утверждают, что при работе с партнером распространяющийся по телу фронт расслабления обозначается более рельефно и легче достигает недоступных прежде областей, некоторым кажется даже, будто очаг расслабленности возникает вблизи удивительного предмета и перемещается вместе с ним как бы сам собою, без каких-либо внутренних усилий с их стороны". При обсуждении иногда выясняется, что кое-кто из "волшебников" пытался во время упражнения оказывать внутреннюю помощь партнеру- представлял его расслабляющимся, усилием воли перемещал собственное расслабление в палочку и т. д. Успехи расслабляющегося, однако, мало зависят от того, сопереживал ему напарник или Перемещал палочку чисто механически. Они наступают закономерно, несмотря на то что упражнение выполняется с открытыми глазами, т. е. в худших по сравнению с обычными условиями.

В чем же здесь дело? Очевидно, не в самой "волшебной палочке", а в той жесткой дисциплине саморелаксации, которую она навязывает участнику игры. Управляемое внешним стимулом, расслабление идет как бы под диктовку, что придает ему даже некоторое сходство с гетеротренингом.

Можно взглянуть на ситуацию и иначе. Одно дело, когда занимающийся во время саморасслабления предоставлен самому себе и сам перед собой расплачивается за сбои, отвлечения и прочий брак в работе. Совсем другое, когда в это его внутреннее усилие встраивается партнер. Тогда саморелаксационное действие утрачивает свой автономный характер и становится звеном некоторого общего, пусть даже мифического, но для данного конкретного члена группы психологически реального усилия. Во втором случае достижения всегда более значительны. Конкретные механизмы мобилизации внутренних процессов при включении в совместную работу не всегда ясны', но срабатывают они практически во всех случаях. Подобный же эффект обнаруживается и в модифицированном варианте упражнения "Телепатия", когда один из участников игры получает задание расслабиться, а другой-мысленно "помогать" ему в этом.

В обсуждении "Волшебной палочки" ведущему важно добиться ясного осознания занимающимся того, что скачок в глубине и темпе расслабления создан не партнером, не "волшебной палочкой", а ими самими. Хорошо, когда каждый уходит с занятий с убеждением, что в ближайшее же время он может и должен добиться таких же результатов в самостоятельной работе дома.

8 декабря 2003

 

Главная Учебник Журнал Архив рассылки Обновления Библиотека Обратная связь
Интернет-школа мнемотехники Mnemonikon В.Козаренко,
Россия, Москва, 2002.
Адрес сайта: mnemotexnika.narod.ru
Суперпамять Тренировка памяти Развитие памяти Мнемотехника Мнемоника
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100