Суббота, 16.01.2016. Выпуск 185

Безостановочность запоминания

Техники запоминания сами по себе простые. Например, вы без труда можете запомнить пару телефонных номеров или 20 двузначных чисел. Трудности возникают при увеличении объема.

Причины трудностей запоминания больших объемов

Внимание человека в норме неустойчивое. Это нормально, это заложено в мозг генетически. Память не может работать без стимулов. Поэтому в голове заложен механизм самопроизвольного переключения внимания. Это как бы часы с одной стрелкой, и стрелка эта постоянно скачет на разное "время". Таким способом в мозге поддерживается работа памяти. Самопроизвольная переключаемость внимания создает в голове случайные стимулы, которые, воздействуя на мозг, постоянно поддерживают память в активном состоянии.

Но при сознательном запоминании этот механизм мешает. При сознательном запоминании нам нужно длительное время концентрировать внимание на операциях со зрительными образами в воображении. Как бы держать стрелку часов в одном положении, не давать ей скакать.

При увеличении количества запоминаемых элементов в упражнении, самопроизвольно переключающееся внимание сильно мешает запоминанию, возникает внутреннее раздражение из-за невозможности выполнять операции по запоминанию и припоминанию. Человек испытывает ломку, кажется, что упражнения не интересные. Хотя интерес здесь ни при чем. "Не интересно", потому что не получается, потому что трудно справляться с неустойчивостью внимания.

Методически тренировка устойчивости внимания обеспечивается плавным увеличением общего времени непрерывного запоминания и припоминания. Например, от 20 элементов в упражнении (2 минуты запоминания) до 100 элементов в упражнении (10 минут непрерывного запоминания). Это единственный способ постепенно укротить внимание, подчинить его себе.

Поэтому главной составляющей навыка запоминания является общее время непрерывного запоминания. Для ученического норматива установлено время, равное 10 минутам непрерывного запоминания. Этого уже достаточно, чтобы применять мнемонические методы для запоминания объемов информации в рамках параграфа учебника или конспекта лекции.

Конечная цель тренировки устойчивости внимания (путем увеличения количества запоминаемых элементов) - достижение состояния сверхпроизвольного (сверхустойчивого) внимания. Мозг приспосабливается к возрастающей нагрузке (как второе дыхание в спорте) путем выброса специальных нейромедиаторов, которые резко снижают влияние посторонних стимулов, тем самым, увеличивая устойчивость внимания на выполняемых операциях с образами памяти.

Это состояние включается мгновенно и обладает инертностью, сохраняется длительное время, несколько часов. Включаться это состояние может не только длительным запоминанием (порядка 30-ти минут, около 300 элементов), но и любой другой длительной умственной деятельностью. Например, длительным чтением книги, или когда преподаватель несколько часов читает лекцию по памяти, или актер играет роль по памяти.

При регулярном включении состояние запоминается и может включаться более быстро. В быту это состояние называется состоянием творческого подъема. Со стороны человек выглядит пьяным, зрачки расширены. Субъективно в теле ощущается легкость, невесомость, восприятие внешнего мира притупленное, все как будто в белой дымке. Образы памяти усиливаются. Внимание удерживается легко без напряжения. В области лба внутри головы возникает приятные ощущения. Запоминание и припоминание теперь вызывает удовольствие, а не раздражение. Это наркотическое состояние сохраняется несколько часов после возникновения.

В.Козаренко

(c) 2002-2016, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemonikon.ru
Почта (support@mnemonikon.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.