Четверг, 10.05.2012. Выпуск 144

Каждый Охотник Желает Знать...

Определение свойств памяти в разных анализаторах (зрительный, речевой и др.) позволяет сформулировать правильные методы запоминания и отсеять низкоэффективные методы.

Примером низкоэффективного метода может быть «метод историй». Сейчас уже трудно определить автора «метода историй», но описание этого метода можно встретить во многих современных книгах, посвященных тренировке памяти.

Суть «метода истории». Для запоминания последовательности слов рекомендуется составить рассказ с этими словами.

Палка – глобус – телефон – фонарик - …

«Палкой разбили глобус. Он развалился на две половинки и из него выпал телефон. Дисплей у телефона такой яркий, что его можно использовать в качестве фонарика».

Для небольшого количества слов такой метод действительно работает. Нам удается вспомнить рассказ и воспроизвести правильную последовательность запоминаемых слов.

Но главный вопрос вот в чем… А почему работает «метод истории»? Авторы книг, описывающие этот метод, не дают объяснений, почему он работает. Почему запоминается сама история?

Анализ «метода истории» и других похожих методов показывает, что сама история запоминается человеком благодаря работе воссоздающего воображения. Придумывая историю, рассказывая её про себя, мы создаем в воображении зрительные образы и соединяем их непроизвольно, не задумываясь.

«Палкой разбили глобус» - в воображении два соединенных образа: палка и глобус.

«Из двух половинок глобуса вываливается телефон». Снова два образа в паре.

История запоминается на основе свойств памяти в зрительном анализаторе. Мы предполагаем, что запоминанием происходит именно из-за одновременного представления в воображении двух и более зрительных образов. Первично запоминаются связи между образами, и на основе этих связей воспроизводится история, а не наоборот.

Проверить эту гипотезу можно экспериментально, показывая человеку пары соединенных образов, вообще не используя проговаривание в речевом анализаторе. Опыт показывает, что мы правы. Мозг отлично запоминает предъявляемые ему пары образов, объединенных общим контуром.

На основе анализа приемов речевой мнемотехники мы формулируем гипотезу, которую проверяем опытным путем. После этого формулируем основное свойство памяти в зрительном анализаторе: память в зрительном анализаторе запоминает связь между парой образов, воспринимаемых одновременно и объединенных общим контуром. На основе этого свойства памяти мы создаем эффективную технику запоминанию, свободную от лишних «телодвижений», не нужных историй, «логики» в связывании образов, эмоций и прочих надуманных свойств.

Чтобы запоминать в зрительном анализаторе, достаточно представлять образы в воображении соединенными и рассматривать их всего несколько секунд (примерно 6 секунд).

А как быть с «историями»? Они не нужны. Они воздействуют на основной механизм памяти в зрительном анализаторе опосредованно, через работу воссоздающего воображения, которое автоматически переводит фразу в комбинации зрительных образов. Гораздо проще и эффективнее использовать прямое запоминание в зрительном анализаторе, без придумывания историй.

А как обстоят дела в речевом анализаторе?

Можно ли выявить свойства памяти в речевом анализаторе, и проанализировать существующие в мнемотехнике методы на предмет их целесообразности и эффективности?

Возьмем для анализа известное «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Таким экзотическим способом учителя в школе рекомендуют запоминать последовательность цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Нет ли в этом методе такого же недоразумения, как в «методе историй»? Может быть, если постараться выявить свойства памяти в речевом анализаторе, нам удастся значительно упростить этот метод, сделать его более эффективным и без лишних глупостей (считается, что чем глупее фраза, тем лучше она запоминается).

Так почему же запоминается фраза? Что нужно делать, чтобы фраза запомнилась?

Последовательность нот гаммы мы запоминаем напрямую, без придумывания фразы.

до – ре – ми – фа – соль – ля - си

Присмотримся внимательнее, как мы это делаем? Мы разбиваем фразу на короткие отрывки (аналогично группировке цифр при запоминании телефонных номеров).

дореми – фасоляси

Если мы используем группировку (разбивку на синтагмы) при запоминании цветов спектра, может быть у нас получится запомнить названия цветов напрямую?

Проверим наше предположение.

красныйоранжевый – желтыйзеленыйголубой – синийфиолетовый

Мы знаем, что для запоминания в речевом анализаторе не достаточно разбивки фразы на синтагмы. Важным условием запоминания является повторение по памяти. Разбив фразу на части, повторите её несколько раз, лучше вслух, делая паузы.

красныйоранжевый (пауза) желтыйзеленыйголубой (пауза) синийфиолетовый

Повторите по памяти несколько раз.

Последовательность цветов спектра легко удается запомнить напрямую, если правильно определить и использовать основные свойства памяти в речевом анализаторе. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» можно сдать в архив истории мнемотехники, как тупиковую ветвь развития методов запоминания.

Проверим «новый» метод на запоминании последовательности планет Солнечной системы. Будем произносить название планет одной фразой, разбитой на короткие отрывки.

меркурийвенераземля (пауза) марсюпитерсатурн (пауза) ураннептунплутон

В этом методе запоминания, на самом деле, для вас нет ничего нового. Именно таким методом вы всегда заучивали стихотворения! Это зубрежка! Но включенная в состав Системы запоминания, совместно с другими методами, она может давать поразительные результаты.

Например, можно запомнить дословно и воспроизвести в прямом и обратном порядке (или даже под номерами) несколько десятков фраз, иллюстрирующих применение грамматического правила из урока учебника иностранного языка.

Основные свойства памяти в речевом анализаторе можно сформулировать в трех пунктах.

1. Фраза должна быть разбита на несколько коротких кусков (синтагм).

2. Фраза должна повторяться несколько раз исключительно по памяти. Повторение вслух дает лучший результат.

3. Речевая память медленная (в отличие от зрительной). Поэтому процесс запоминания (путем повторения по памяти) нужно растянуть примерно на 4 дня, чтобы гарантировать пожизненное запоминание и автоматизацию фразы.

Есть одно «но» для этого метода. Запоминаемая фраза должна состоять в основном из хорошо знакомых слов.

В.Козаренко

 

(c) Mnemonikon, 2002-2012
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.