Вторник, 25.01.2011. Выпуск 131

Образы и знаки

Вопрос

Можно ли считать пиктограмму полноценным образом? Ведь она может представлять собой конкретный образ предмета или абстрактного понятия. Да, однобокий. Да, неполный или неполноценный. Но конкретный, яркий и чаще всего даже более однозначный, чем фотография.

В чём же может быть недостаток пиктограммы как образного кода числа, по сравнению с фото?

Ответ

Когда вы вспоминаете образ, вы вспоминаете его в общих чертах: общий контур, пространственную ориентацию, существенные детали (подобразы), основные цвета. Т.е., вы видите его (в воображении) как бы через матовое стекло или как серую кошку в темной комнате.

Яркость зрительных воспоминаний у разных людей разная, и зависит в основном от ваших привычек в питании. Но в любом случае представляемый образ далек по яркости от оригинала. Если вы можете описать образ словами или зарисовать в общих чертах, он достаточно яркий для того, чтобы использовать его для запоминания.

Чем полнее запоминаемый образ (предмет, фотография), тем больше от него останется в вашей памяти после рассматривания. Тем полнее будет воспоминание о нем. Если в оригинале мало деталей, то что же тогда вы будете вспоминать, когда основная масса информации об образе будет утеряна?

Опыты с памятью подтверждают это. Например, числа не являются образами, в том смысле, что они слишком простые, и мозг не запоминает непосредственные связи между числами. То же можно сказать о других знаках. Поэтому такая информация (числа, иероглифы, слоги, буквы и т.п.), хотя и воспринимается нами через зрительный анализатор, в мнемотехнике она не относится к образной информации, и называется знаковой информацией. (Знаковая информация не относится и к вербальной информации, хотя может восприниматься нами на слух или в тексте.)

Знаковую информацию наша память запоминать не умеет. Для запоминания знаковой информации мы используем кодирование в образы (зрительные воспоминания конкретных предметов).

Если нам нужно запомнить таблицу с простыми геометрическими фигурами (знаки), мы должны преобразовать простые фигуры в полноценные зрительные образы.

окружность - обруч
треугольник - знак "уступи дорогу"
квадрат - журнальный столик и т.п.

То же самое, вероятно, мы должны сделать и при запоминании пиктограмм.

Возможность запоминания пиктограмм вы можете проверить опытным путем. Допустим, заучили 100 пиктограмм для чисел 00-99. Значит, вы можете запомнить сто двузначных чисел под порядковыми номерами. Настройте программу Мемори Тестер на показ 100 двузначных чисел в случайном порядке, с временем показа одного числа – 6 секунд. Запоминайте числа от начала до конца, без перерыва. Пиктограмму запоминайте на пиктограмму, создавайте в воображении связь между двумя пиктограммами.

Проверять разные способы запоминания нужно на количестве элементов, намного превышающих объем элементов, которые вы способны повторить без запоминания. Как минимиум 30 элементов, лучше 100. После запоминания нужно выполнить отвлекающее задание. Решите пять простых арифметических примеров.

При таких условиях постановки опыта вы сможете объективно оценить, насколько эффективно ваша память фиксирует связи между простыми пиктограммами.

Учебное пособие по мнемотехнике «Фотокарточки образных кодов»
(00-99, 000-999, месяц, неделя, алфавит), всего 1152 карточки. Архив RAR, 296 Мб.

В.Козаренко

 

(c) Mnemonikon, 2002-2011
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.