Воскресенье, 3.10.2004. Выпуск 70

КАК ВЫПРЯМИТЬ КРИВЫЕ ЭББИНГАУЗА

Краткая справка из энциклопедии.

Герман Эббингауз (1850 - 1909), немецкий психолог, представитель ассоцианизма. Положил начало экспериментальным исследованиям высших психических функций, особенно памяти. В работе "О памяти" (1885) показал влияние на запоминание количества запоминаемого материала, числа повторений, близости и направленности ассоциативных связей, вывел забывание как функцию времени ("кривая Эббингауза"). Разработал тест для определения степени умственного развития. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.

Эббингауз составил список из 2300 слогов, состоящих из двух согласных букв и одной гласной буквы между согласными (РОН, ДЕЦ и т.п.). Из таких слогов он составлял ряды длиною от 12 до 32 слогов.

Эббингауз считал, что для проверки памяти необходимо брать однородный материал. Такой, чтобы при его восприятии у человека не возникало никаких образов, никаких ассоциаций. Эббингауз рекомендовал - и с ним согласны большинство психологов - что тестовый материал для проверки памяти должен быть бессмысленным.

Опыты с памятью Эббингауз ставил на себе, по-видимому, считая себя типичной "нормой" в отношении способности запоминать. Это не вполне научно, хотя и не имеет значения, так как аналогичные опыты были поставлены другими психологами, и результаты в основном подтвердились.

Эббингауза интересовало, сколько раз нужно прочитать ряд бессмысленных слогов и проговорить (повторить) его, чтобы ряд слогов запомнился и мог быть воспроизведен безошибочно.

В результате своих опытов он получил классическую "кривую Эббингауза", на которой видно, что при многократном повторении слогов в основном запоминаются первые и последние элементы ряды. Середина ряда выпадает из памяти, забывается. Особенно этот эффект заметен при попытке запомнить длинные ряды слогов.

Эббингауз также установил, что несмотря на безошибочное воспроизведение материала после его зазубривания (а именно такой метод запоминания использовался в опытах), информация начинает забываться уже через час. Другая классическая кривая Эббингауза выглядит на графике плавной линией, резко уходящей вниз, к нулевой точке на графике, на котором "ноль" обозначает количество правильно воспроизведенных слогов.

В этих опытах следует обратить внимание на две особенности.

Первая - это подбор тестового материала. Запоминаемые элементы подбирались так, чтобы максимально затруднить сознательное запоминание, чтобы блокировать мышление при запоминании.

Вторая особенность - способ запоминания. Способ запоминания заключается в многократном считывании и повторении ряда слогов: прочитать, повторить, если есть ошибки, то ещё раз прочитать и повторить, если снова ошибки, то ещё раз прочитать и повторить. И так до нескольких десятков раз, пока не удастся повторить ряд слогов без ошибок. Такой метод запоминания всем хорошо знаком, в народе его называют "зубрежка".

Вы можете повторить опыт Эббингауза и можете убедиться в том, что применявшийся Эббингаузом метод запоминания (зубрежка) крайне неэффективен.

Попробуйте зазубрить ряд из двенадцати бессмысленных слогов (слоги взяты из книги Челпанова "О памяти и мнемонике", 1903). При считывании и повторении постарайтесь честно отключить мыслительные процессы, не позволяйте своему мозгу преобразовывать бессмысленные слоги в осмысленные слова (ТОС - ТОСтер). В противном случае - при сознательном использовании мышления - результат вашего запоминания не будет соответствовать классическим закономерностям работы кратковременной памяти.

Достаточно прочитать ряд слогов всего три-четыре раза, чтобы раз и навсегда отказаться от такого метода запоминания, крайне низкая эффективность которого очевидна.

РОН - ДЕЦ - ТЕВ - ТОС - ГИЗ - ТИМ - БУН - СУВ - КИМ - ВАГ - ДИН - ЛЕМ

Однако результаты запоминания могут значительно измениться, если при запоминании вы не будете полагаться на инертность слухового анализатора, емкость и особенности работы которого изучал Эббингауз, а попробуете подключить к запоминанию механизмы памяти, которые Эббингауз изолировал в своих опытах, специально подбирая бессмысленный материал для запоминания (почему же считается, что он изучал память?).

Как известно (в мнемотехнике), основной механизм памяти очень простой. Для запоминания вам не следует пытаться повторять услышанное или прочитанное. Вам нужно сознательно образовать связи между запоминаемыми элементами. Чтобы образовать связи, необходимо перевести запоминаемые элементы в образную форму (психологи называют это образной репрезентацией (представлением) информации). Как только вы преобразуете слоги в зрительные образы, вы сможете сознательно включить механизм памяти мозга. Для этого соединяйте пары образов в воображении. Чтобы мозг зафиксировал связь между двумя образами, вам достаточно удерживать в воображении два соединенных образа примерно в течение шести секунд.

Мнемотехника эксплуатирует естественный механизм памяти. Точно по такому же принципу фиксируются связи при одновременном восприятии нескольких зрительных объектов (интерьер помещения, маршрут, когнитивные карты), на этом же механизме основано запоминание текстов - запоминаются связи между образами, возникающими в голове под стимулирующим воздействием слов.

При сознательном использовании механизмов памяти (использование которых становится возможным благодаря подключению функции "мышление"), проявляются совершенно другие закономерности работы памяти, резко отличающиеся от установленных Г.Эббингаузом:

- для запоминания слогов достаточно медленно прочитать ряд слог всего один раз (запоминание с однократного восприятия каждого элемента);

- после запоминания ряд слогов легко воспроизводится в полном объеме и без ошибок, как в прямом, так и в обратном порядке;

- если информацию закрепить в мозге несколькими мысленными повторениями, тогда вы будете помнить ряд слогов всю жизнь; процесс повторения не заметен со стороны, поэтому можно говорить о пожизненном запоминании с однократного восприятия.

- подключение к запоминанию определенной системы запоминания (алгоритма умственных действий) позволяет запомнить последовательно несколько аналогичных рядов, например десять или сто рядов по 12 слогов, которые также будут воспроизведены безошибочно.

Можно даже запомнить последовательно все 2300 слогов, отобранных Эббингаузом. Можно рассчитать время, необходимое для запоминания 2300 слогов.

Это закономерности работы памяти, которые установлены мнемотехникой. Эти закономерности не описываются в учебниках психологии, несмотря на то, что были известны задолго до опытов Г. Эббингауза.

Давайте проверим.

Я помогу вам преобразовать слоги в зрительные образы. Ваша задача соединять образы в воображении парами. При этом важно не проговаривать слова, а именно видеть два соединенных образа в своем воображении. Крупно представляйте только два соединяемых образа.

РОН - ДЕЦ - ТЕВ - ТОС - ГИЗ - ТИМ - БУН - СУВ - КИМ - ВАГ - ДИН - ЛЕМ

РОНдо (ментоловые конфеты) + ДЕЦел (известный певец) - связь: на конфете сидит Децел с микрофоном. Зафиксируйте связь в воображении несколько секунд, рассмотрите её.

ДЕЦел + пуТЕВка - связь: Децел держит в зубах путевку. Обратите внимание, какую часть слова вы будете вспоминать.

пуТЕВка + ТОСтер - связь: на путевке стоит тостер

ТОСтер + ГИльЗа - связь: в тостере жарится гильза

ГИльЗа + ТИМур - связь: в гильзе сидит Тимур (в пионерском галстуке; Тимур и его команда)

ТИМур + БУНа - связь: на спине Тимура буна (волнорез)

БУНа + СУВенир - связь: на буне стоит сувенир (лакированная раковина, например)

СУВенир + КИМоно - связь: в раковине кимоно (для занятия каратэ)

КИМоно + ВАГон - связь: кимоно протыкает вагон

ВАГон + ДИНозавр - связь: в вагоне сидят динозавры

ДИНозавр + шЛЕМ - связь: на голове динозавра шлем

Эббингауз допускал многократное восприятие (считывание) информации. Мы сделаем иначе. Сначала вы постарайтесь вспомнить созданные связи, назовите образы словами, по словам восстановите первоначальные слоги.

Вспомните образ конфет "рондо", мысленно назовите картинку словом "рондо", назовите первоначальный тестовый элемент "РОН". Считайте с образа "рондо" следующую картинку "Децел", назовите её мысленно словом "Децел", назовите второй тестовый элемент "ДЕЦ" и так далее.

Если что-то не вспомнится, подсмотрите и создайте связь ещё раз. Добейтесь безошибочного припоминания.

В большинстве случаев для полного запоминания ряда его достаточно просмотреть всего один раз.

Запишите на бумаге тестовую информацию (последовательность слогов) в прямом порядке. Запишите бессмысленные слоги в обратном порядке.

Уже в этом простом упражнении вы можете столкнуться с "Эффектом первого образа", который описан в мнемотехнике. Смело записывайте образ, который сам вспыхивает в вашем воображении, даже если вы сомневаетесь в его правильности.

Вы сможете запомнить и сохранить в памяти десять аналогичных последовательностей. Для этого подготовьте десять вспомогательных образов, и первый образ каждой последовательности слогов свяжите со вспомогательным (опорным) образом.

Какие выводы можно сделать?

Если при запоминании бессмысленных слогов сознательно использовать механизмы памяти, то график, отражающий количество правильных ответов сразу после запоминания, будет прямой линией. Полностью исчезает "эффект края Эббингауза".

На графике, отражающем забывание слогов с течением времени, мы также получим прямую линию. И через час, и через месяц все слоги будет воспроизведены безошибочно и в строгой последовательности.

Считается, что Эббингауз установил закономерности работы кратковременной памяти. Однако в мнемотехнике понятие "кратковременная память" не используется, так как не согласуется с очевидной возможностью запоминания бессмысленного ряда слогов или чисел с однократного восприятия. При этом объем тестовых элементов может быть значительным.

Вероятнее всего Эббингауз изучал инертность слухового анализатора. Аналогичной инертностью обладает и зрительный анализатор. Только в зрительном анализаторе инертность маленькая, порядка четверти секунды. А в слуховом - большая, примерно 4 секунды.

Если поставить опыт со слуховым анализатором правильно, то вы убедитесь, что он вообще ничего не запоминает. В слуховом анализаторе остается последний кусок воспринятой информации, который, в свою очередь, вытесняется новой информацией.

Если вы прочитаете вслух ряд цифр, то сможете воспроизвести примерно пять последних цифр. Это не память. Это остаточные явления в нервных клетках, физиологическая память. Память для мозга - это образование связей между нервными клетками. В данном случае никакие связи не образуются.

628472578894503145935732587983548612976489

Итак, в слуховом анализаторе числа и слоги запоминаться и не должны. Почему же Эббингаузу удавалось непродолжительное время сохранять в памяти некоторые слоги? Наверное потому, что полностью отключить мышление трудно. Хотим мы или нет, но при восприятии даже бессмысленных слогов наш мозг пытается преобразовать их в осмысленные элементы. Например, вы читаете слог СУВ, и в голове проскакивают слова "Суворов", "сувенир", которые рефлекторно вызывают зрительные образы в воображении.

Благодаря этому непроизвольному процессу, некоторые слоги попадают в память и могут быть воспроизведены. Но так как процесс протекает стихийно, то запоминание носит поверхностный характер, и слоги быстро забываются.

Я думаю, что установленные Эббингаузом закономерности отражают непроизвольное мышление самого Эббингауза. Если тестировать человека с менее развитым мышлением (или с более развитым), результаты запоминания должны быть другими.

Опыты Эббингауза должны говорить о том, что эффективность запоминания зависит от развитости мыслительных процессов. Эффективность запоминания будет максимальной, когда для запоминания применяются специальные мыслительные алгоритмы - специальная техника запоминания. Эффективность запоминания будет минимальной у человека с болезненными нарушениями мышления, например у лобных больных (не могут запомнить более четырех слов из десяти).

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.