Среда, 21.01.2004. Выпуск 53

ОБЫЧНЫЕ СНОВИДЕНИЯ

Сон отличается от сновидения. Сон - это периодическое физиологическое состояние мозга. Сновидение - это то, что человек видит во сне и способен воспроизвести (вспомнить) после пробуждения.

Научные методы изучения сна и сновидений хоть и точны, но дают мало информации о функции сновидений. Несмотря на кажущуюся сложность научных методов и специальную терминологию, создающую барьер непонимания для домохозяек, методы исследований принципиально просты. Отрезали эту часть мозга, посмотрели, как это отразится на поведении. Отрезали другую часть мозга - зарегистрировали другие изменения в поведении. Так накапливаются целые таблицы соответствия. В дальнейшем по таким таблицам можно по нарушению поведения судить о нарушениях в головном мозге. Это основной метод нейропсихологии.

Честно говоря, эти методы похожи на врожденное детское любопытство, когда ребенок берет в руки осу, отрывает ей крылышко и смотрит, а будет ли она летать с одним крылом? Результат научного опыта записывается: оса с одним крылом летает низко, по кругу и быстро устает. И когда ученый в дальнейшем увидит осу, летающую низко по кругу, он может сделать вывод, что у осы, по научным данным, нет одного крыла. Хотя крыло может и присутствовать, а оса летает всего лишь вокруг кусочка сахара.

Есть и более сложные методики исследования мозга, но они не так широко распространены, так как требуют очень дорогой аппаратуры и солидной теоретической подготовки исследователей. Современные знания о зрительной анализаторной системе человека были получены отнюдь не отрезанием глаз, а многолетними систематическими исследованиями зрительного анализатора на живом неповрежденном мозге. (Разумеется не человека, а кошек.)

Состояние сна исследуются пока достаточно простыми методами. На мозг накладываются электроды, и записывается электроэнцефалограмма. По частоте и амплитуде кривых можно судить о том, спит ли человек или не спит. А если спит, то в какой стадии сна он находится. По-существу, данные электроэнцефалограммы ни о чем не говорят. Зато их можно пришить к делу и это уже смотрится научно. Можно определенно сказать, что человек точно спит и видит сновидения.

Но даже такими методами, как регистрация электрической активности на поверхностях головы ученым удалось составить приблизительную картину состояния сна.

Вот некоторые данные из энциклопедии.

Различают медленную фазу сна и быструю (парадоксальную) фазу. Первая фаза (медленный сон) названа по наиболее типичному сдвигу в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) в виде замедления ритма колебаний потенциала.

В медленной фазе сна выделяют четыре стадии.

Первая стадия - дремота - выражается угнетением основного ритма спокойного бодрствования (альфа-ритм с частотой 8-13 колебаний в секунду) и заменой его уплощенной ЭЭГ (в виде незначительно колеблющейся, почти прямой линии), на фоне которой возникают медленные и быстрые колебания небольшой амплитуды, иногда в форме четких ритмов (в диапазонах частот 5-6 и 18-35 в 1 сек).

Вторая стадия - "сонных веретён" - выделяется по появлению в ЭЭГ веретенообразных вспышек волн в бета-ритме с частотой 13-16 колебаний в 1 сек.

Третья стадия - к "сонным веретёнам" присоединяются выраженные регулярные медленные волны (дельта-ритм с частотой 1-4 колебаний в 1 сек).

Четвертая стадия - доминируют медленные волны высокой амплитуды с частотой 0,5 - 2 колебаний в 1 сек (3-ю и 4-ю стадию нередко объединяют под общим названием дельта-С).

Если человек разбудить в фазу медленного сна, то переживание сновидений отмечаются редко. В стадиях дельта-С могут возникать такие проявления неосознаваемой психической активности, как снохождение (сомнамбулизм), сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых они после пробуждения ничего не помнят.

Трудность пробуждения в фазе медленного сна усиливается от 1-й к 4-й стадии, на основании чего в них отмечают последовательное "углубление" сна.

Вторую фазу сна называют "быстрой", "парадоксальной", "активированной". Эта фаза характеризуется своеобразной комбинацией проявлений глубокого и поверхностного сна. В этой стадии наблюдаются быстрые движения глазных яблок под закрытыми веками. Однако это явление не связывают с процессом рассматривания образов во сне.

Быстрая фаза сна характеризуется резким угнетением тонуса мышц шеи и спиномозговых рефлексов, увеличением мозгового кровотока. В ЭЭГ возникают пилообразные разряды. В ретикулярной формации варолиева моста регистрируются всплески электрической активности, распространяющиеся в отделы зрительной системы. Если человека разбудить в фазу быстрого сна, то в 80-ти процентах случаев он сообщит о переживании сновидений, обычно с яркими, живыми зрительными образами, связанных в сюжет.

Фазы медленного и быстрого сна образуют цикл длительностью в 90 - 100 минут и повторяются за ночь 3-5 раз. Чем ближе к утру, тем более длительной становится фаза быстрого сна и убывает стадия дельта-С медленного сна.

О механизмах сна написано мало. Предполагают лишь, что синхронизирующие влияния в стадию медленного сна идут из продолговатого мозга и зрительных бугров. Механизмы, реализующие состояние быстрого сна, представлены в ретикулярной формации варолиева моста.

Теорий сна и сновидений много. Однако было бы правильнее называть их не теориями, а гипотезами.

Одни исследователи утверждают, что в мозге накапливается большое количество вредных веществ и сон нужен для очистки мозга от ядов (гипнотоксинов). Другие предполагают, что в состоянии сна в мозге происходит реорганизация деятельности нервных клеток, что во сне мозг отдыхает. Однако результаты прямого исследования активности нейронов мозга и ряда энергетических показателей (мозговой кровоток, поглощение кислорода мозгом и др.) противоречат гипотезам о восстановлении и отдыхе мозга во время сна.

В 20 веке привлекает внимание представление о сне, как о целостной деятельности мозга, организованной особым образом и связанной с переработкой информации, полученной за предшествовавший период бодрствования. Некоторые современные теории связывают сон с процессами биосинтеза в мозге, в первую очередь белков и нуклеиновых кислот, с тренировкой глазодвигательной системы.

Как может быть связана тренировка памяти со сновидениями? В процессе занятий мнемотехникой очень сильно развивается визуальное мышление с одной стороны. С другой стороны развивается внутренний самоконтроль, выражающийся в умении в какой-то степени регулировать то, что происходит в воображении. Тренировки в бодрствующем состоянии (выполнение упражнений на запоминание и припоминание) оказывают влияние на способность хорошо запоминать собственные сновидения и на способность управлять сновидениями.

Кривые самописца смотрятся научно, но они ничего не говорят о внутреннем мире сновидений.

Если попытаться соединить методы регистрации электрической активности мозга и интроспективные опыты (интроспекция - смотрение в себя, самонаблюдение), можно построить кое-какие новые гипотезы по поводу сна и сновидений. Сюда хорошо было бы добавить данные из парапсихологии, науке более склонной верить наблюдениям, даже если их нельзя подтвердить методом рисования кривых на бумаге или отрезанием части мозга, то есть научными методами.

Сновидения лучше записывать на диктофон сразу после пробуждения. При этом нужно стараться не шевелиться, может быть даже не открывать глаза. При записи сновидения важно не "спугнуть" состояние сна совсем, нужно находится в полудреме, когда вы ещё можете и видеть сон и диктовать его на диктофон. Если тело проснется и начнет подавать в мозг привычные импульсы, то ночная память будет заблокирована, и, как и большинство людей, вы не сможете вспомнить сновидение или будете помнить его приблизительно.

Я давно наблюдаю за своими сновидениями. Сновидения поставляют огромное количество "материала", на основе которого можно каждую неделю писать по фантастической книжке в стиле Стивена Кинга. Иногда во сне можно видеть и слышать человека, который читает совершенно незнакомые стихи. И эти стихи можно записать на диктофон после пробуждения! Во сне можно услышать очень красивую музыку. И если у вас есть музыкальное образование, вы сможете записать музыку.

Сновидения свидетельствуют о том, что мы ещё слишком мало знаем о мозге и его возможностях. Попытки объяснять разнообразные проявления психики во сне действием наркотических веществ не выглядят умными. Существует множество книг, в которых описывается влияние наркотиков на психику.

Если вы наяву видите перемещение узора на обоях, и с обоев слетает бабочка, которая растворяется в руках - это действие наркотиков. Но феномен астральной проекции (внетелесные переживания или ВТП) вы не сможете получить с помощью наркотических веществ. Авторы книги "Истые галлюцинации" скушали много ядовитых грибов, но так и не смогли вызвать в своей голове желанный магический звук, обычно предшествующий чудесам и отражающийся на ЭЭГ в виде пилообразной линии.

Сновидения бывают очень разными. Здесь я хочу описать предполагаемую функцию обычных сновидений, которые видятся во сне наиболее часто.

О том, что происходит во сне, говорят данные электроэнцефалограммы. Ниже приводится справка из энциклопедии по этому поводу.

"Синхронизация в физиологии, изменения электроэнцефалограммы, проявляющиеся в виде регулярных (упорядоченных во времени) высокоамплитудных (50-150 мкв) альфа-, тета-, бета-ритмов (частота альфа-ритма 8-13 в 1 сек, тета-ритма 4-7, вариант бета 14-25). Особая форма синхронизированных биоэлектрических потенциалов - "веретёна сна", "навязанные" ритмы, пароксизмальные разряды".

Функция обычного сновидения - создание новых связей. Информация для мозга - это связи. Во сне происходит запись информации. При этом образуются не рефлекторные связи (путем непосредственного соединения нервных клеток), а образуются электрические связи, путем синхронизации электрической активности разных групп нервных клеток.

Именно этот процесс отражают данные ЭЭГ. Скорее всего, точно такие же характеристики ЭЭГ будут получены у бодрствующего человека, который запоминает информацию методами мнемотехники. Так как запоминание методами мнемотехники совершенно аналогично тому, что делает мозг во время сна.

Проиллюстрирую функцию обычного сновидения конкретным примером. Я мог бы привести сотню аналогичных примеров, но всегда привожу только один. Почему это так, вы поймете позже, когда узнаете, что не стоит рассказывать другим людям свои сновидения.

Итак, само сновидение.

Мне снится сон, что я - следователь. Рядом стоит человек. Я беру кисть его руки, смазываю большой палец краской и прислоняю палец к чистому листу бумаги. Снимаю отпечатки пальцев. Затем во сне я рассматриваю получившийся отпечаток. На отпечатке пальца вместо папиллярных узоров вижу изображение игральной карты. Карта разделена на две части. Сверху - изображение короля. Внизу - изображение льва.

Всё. Вот такой короткий сон. Как бы вы его истолковали? Чтобы правильно истолковать сон, нужно знать не только механизмы памяти, но и содержание дня, предшествующего этому сну.

А накануне я беседовал с девушкой. Она работала в библиотеке. В той же библиотеке я вел курсы машинописи. У преподавателя машинописи всегда много свободного времени в течение занятий: объяснил, как правильно печатать упражнения и можно погулять часок, пока стук машинок в классе не прекратится.

Это свободное время я заполнял беседами с библиотекаршей. Молодая девушка была не по годам умна и в то время увлекалась наукой евгеникой. Наука это малоизвестна, так как является продолжением теории социального дарвинизма английского священника Мальтуса. Теория эта, в свою очередь, положила начало такому неприятному философскому направлению, как фашизм. Социальный дарвинизм переносил закономерности естественного и искусственного отбора, а также многие общие законы биологии на человеческое общество (хищничество, конкуренцию, симбиоз, паразитизм и пр.) Короче, пахнет политикой, поэтому школьникам и студентам это знать не положено, и, скорее всего, не интересно.

Так как я никогда не интересовался подобными теориями, я попросил собеседницу объяснить мне в двух словах основной смысл науки евгеники. Она описала его так. Евгеника утверждает и доказывает, что существует взаимосвязь между наследственностью (гены) и способностями. Что, якобы, каждый человек рождается с определенными физическими и психофизиологическими задатками. И это определяет его дальнейшую судьбу, его положение в обществе. Так, человек, у которого генетически плохо развита мышечная система, никогда не станет профессиональным спортсменом. Если в голове не вырос центр музыки, то обладатель такой головы вряд ли станет музыкантом или композитором.

Как отразилась эта беседа на сне? В беседе четко прослеживались две линии. Первая - это наследственность. Мозг подобрал зрительный образ для символизации этого понятия. "Наследственность" мой мозг обозначил образом "отпечаток пальца". Действительно, отпечатки пальцев у всех людей индивидуальны. Вторая линия беседы - это "способности". Мозг во сне символизировал способности символами "Король" и "Лев". При этом мозг объединил эти два образа в один - игральную карту. Согласитесь, эти образы вполне подходят для обозначения способностей, ведущих к власти (король) и вседозволенности (лев). И всё это в виде игры, легко и просто (игральная карта).

Но в беседе была и третья линия. Евгеника указывает на связь между наследственностью и способностями. И что сделал мозг во сне? Мозг образовал эту связь. Мозг соединил отпечаток пальца с игральной картой (с изображением короля и льва).

Согласитесь, толкование сновидения достаточно логично. Особенно с точки зрения теории памяти, излагаемой в мнемотехнике.

Мозг сжал информацию до компактных образов и запомнил эти образы путем образования связи между ними.

Как видите, "странность" сновидения объясняется достаточно просто, если рассматривать обычное сновидение как процесс архивации (сжатия) информации и образования связи между разрозненными ранее понятиями.

Интересно, что мнемоническое запоминание текстовой информации осуществляется точно по такому же методу. Отдельные абзацы текста "сжимаются" до одного информативного образа, и образы, обозначающие разные абзацы, последовательно связываются между собой.

Скорее всего, именно в тот момент, когда в мозге происходит соединение образов (синхронизация), ЭЭГ фиксирует так называемые "сонные веретёна". У меня нет необходимой аппаратуры, но мне кажется, что такие же "сонные веретёна", отражающие синхронизирующую деятельность мозга будут фиксироваться у человека, запоминающего информацию методами мнемотехники.

В процессе сновидения, когда мозг образует связи между ранее разрозненными понятиями, в мозге могут формироваться новые конструкты (теория Дж. Келли). Конструкт - это единица сознания, простейшая программа реагирования. В данном случае: "Если хорошая наследственность, то способный. Если плохая наследственность, то нет".

Здесь же можно проследить и то, как формируется область бессознательного. Бессознательное - это часть связей (программ) в мозге, которые не осознаются человеком, но, тем не менее, работают. Не осознаются эти связи потому, что в большинстве своем сновидения забываются. Проснувшись, человек забывает сон, не помнит тех связей, которые образовал и показал во сне мозг. Из этого следует, что практика запоминания и записывания сновидений, должна сужать область бессознательного у человека. И расширять область осознанного реагирования. Например, понимание того, почему я думаю, что способности определяются наследственностью, откуда и когда это убеждение появилось в моей голове.

Анализ этого короткого сновидения показывает, почему не стоит рассказывать своих снов другим людям. Потому что во сне мозг сам себя программирует, создает новые связи, новые конструкты, новые убеждения. Если вы рассказываете свой сон другому человеку, вы раскрываете свои убеждения, элементы своего сознания. По вашим снам легко сделать прогноз об изменениях в вашем сознании и о ваших будущих действиях.

Как отличить "обычное сновидение", в котором происходит запись новых связей в мозг, от "необычного"?

"Обычное сновидение" - которое я называю так лишь потому, что такие сны бывают чаще всего - странное, нелогичное, необычное, труднообъяснимое. Но это на первый взгляд. Если вы поняли принцип действия сновидения, попробуйте записать несколько снов и проанализируйте их на основе дневных событий, предшествующих сну. Вы увидите, что мозг во сне действительно занимается мнемотехникой, "используя" прием символизации и образования связи между образами.

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.