Среда, 24.12.2003. Выпуск 52

РИТМИЧНОСТЬ ПРИПОМИНАНИЯ

Эта рассылка продолжает тему предыдущего выпуска ("Ритмичность запоминания"), в котором рассказывалось о важности контроля времени при запоминании тренировочных упражнений.

Как уже говорилось ранее, основной тренировочный эффект дают упражнения на припоминание. Вспоминать информацию гораздо труднее, чем запоминать. Когда вы запоминаете, ваше внимание удерживается запоминаемой информацией. Но когда вы начинаете вспоминать, вы остаетесь один на один со своим неустойчивым вниманием, которое постоянно стремится соскользнуть на случайные побочные ассоциации.

Очень важно научиться вспоминать большие объемы информации (100 - 300 элементов) на "одном дыхании", достаточно быстро, без перерыва. Информация может быть воспроизведена последовательно сразу после запоминания. Однако созданные при запоминании связи очень быстро разрушаются. Поэтому вновь запомненные сведения нуждаются в закреплении. Закрепление новой информации осуществляется путем её мысленного просмотра.

Если человек не способен просматривать в воображении созданные ассоциации, то процесс закрепления информации становится невозможным, и само запоминание теряет смысл, так как все равно всё сотрется из памяти. Этот процесс (процесс стирания информации) нам всем хорошо знаком по школе. После сдачи экзаменов память практически полностью очищается от "ненужной" информации. Это в лучшем случае. В худшем - и забываться то нечему, потому что ничего не запоминалось!

"Нужность" информации мозг определяет по частоте её использования. Процесс повторения (закрепления) информации в мнемотехнике - это принудительное использование потенциально нужной информации.

Вспоминаться информация может гораздо быстрее, чем запоминаться. Фактически скорость припоминания ограничена лишь скоростью вашего говорения. Однако при мысленной прогонке информации совсем необязательно проговаривать её мысленно или вслух. Если просто просматривать образы в воображении, то скорость припоминания может быть значительно увеличена, так как в этом случае нет необходимости "выводить" информацию из мозга с помощью речи.

При выполнении тренировочных упражнений с числами при припоминании можно использовать метроном.

Например, вы запомнили последовательность 100 двузначных чисел. Установите на метрономе скорость "один щелчок за 2 секунды" и начинайте называть вслух запомненные числа. Даже если вам покажется, что вы можете вспоминать быстрее, не следует этого делать, так как важно выработать равномерность припоминания, непрерывность процесса с начала до конца. Только когда у вас будет получаться вспоминать весь объем информации без пауз, можете увеличивать скорость припоминания.

Когда скорость припоминания станет очень высокой - вы не будете успевать проговаривать числа - тогда можете вообще отказаться от проговаривания, достаточно "листать" припоминаемые образы в воображении.

Ритмичность припоминания важна при закреплении любой информации. Будь то списки телефонных номеров, хронологические таблицы или текстовой материал. Но особенно важно уметь прогонять информацию в воображении при закреплении в мозге новых иностранных слов.

Закрепление в мозге новых иностранных слов сильно отличается от закрепления другой информации. Так, телефонные номера, тексты, разнообразные табличные данные могут сохраняться в мозге в виде комбинаций образов, по которым читается информация. Для таких видов информации при мысленном повторении важно закреплять связи между образами, то есть просматривать в воображении созданные ассоциации. В этом случае запоминается и сохраняется связь в пределах одной анализаторной системы - зрительной.

При закреплении в мозге иностранных слов необходимо образовать связь другого рода - связь между разными анализаторными системами: зрительной и речевой. Первоначально произношение слова захватывается в память в виде комбинаций образов, подсказывающих произношение. При мысленном повторении новых слов следует избавляться от вспомогательных образов-подсказок произношения и мысленно проговаривать произношение слова на иностранном языке на фоне зрительного образа, который отражает наиболее употребимое значение этого слова.

В процессе многократного вывода в сознание смыслового образа и проговариваемого слова, связь образуется, и в дальнейшем иностранное слово будет просто пониматься, без перевода на родной язык.

В данном случае речь идет о формировании долговременной (рефлекторной) связи. Рефлекторные связи формируются длительное время. Именно поэтому важно научиться свободно "листать" в воображении новые иностранные слова, чтобы обеспечить качественную проработку всех новых слов равномерно по всему списку. Новое название "прилипает" к образу примерно за 3-4 дня. В течение этого времени необходимо периодически прогонять в воображении список новых иностранных слов.

Образование рефлекторных связей проверяется по скорости узнавания группы слов, следующих в случайном порядке. Рефлекс должен срабатывать очень быстро. При восприятии слова на слух или в тексте образ должен появляться в воображении мгновенно. Если этого нет, то запомненное вами слово очень быстро забудется.

Следующий выпуск рассылки - о снах. Сновидения бывают разными. Какова функция обычного сновидения? Что происходит во время сна? Для чего человек видит сны? Нужно ли рассказывать свои сны другим людям? Какая связь снов с памятью? Об этом в следующем выпуске рассылки "Всё о памяти и способах запоминания".

С Новым годом! Здоровья вам и успехов в учебе!

В.Козаренко

(c) Mnemonikon, 2002-2004
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.