Вторник, 18.03.2003. Выпуск 38

ПОЗАНИМАЙТЕСЬ С ДЕТЬМИ

Игры-упражнения для школьников младших классов:

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В УМЕ

Школьники начальных классов должны уметь производить в уме несложные арифметические вычисления. Например, дети должны уметь складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа.

У взрослых сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел не вызывает затруднений, так как взрослый человек самостоятельно выработал для себя способы элементарного устного счета.

Ребенку считать в уме трудно. Многие дети затрудняются использовать для устного счета способ вычисления столбиком на бумаге.

Родители часто озабочены тем, что их дети не способны осуществлять в уме такие простые вычисления. Я знаю родителей, которые нанимают репетиторов по математике первоклассникам!

Между тем, складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа очень просто и вы можете самостоятельно обучить этому своего ребенка. Описанные ниже способы, в принципе, не отличаются от вычисления столбиком, зато гораздо понятнее детям.

Для облегчения счета в уме числа примера следует преобразовать так, чтобы одно из чисел примера содержало ноль.

Легкие примеры:

20 + 13 = 33
100 - 13 = 87

УВЕЛИЧЕНИЕ (УМЕНЬШЕНИЕ) ЧИСЕЛ ПРИМЕРА НА ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО

Этот способ можно применять к примерам на вычитание.

23 - 17 = 6

Вы можете увеличить (или уменьшить) уменьшаемое и вычитаемое на одно и то же число. Разность от этого не изменится. Но будет намного проще считать в уме, если, скажем, вычитаемое превратится в число 20. Или уменьшаемое преобразовать в число 20.

23 (+3) - 17 (+3) = 26 - 20 = 6

или

23 (-3) - 17 (-3) = 20 - 14 = 6

Обратите внимание ребенка на то, что увеличение (или уменьшение) обоих чисел примера на одинаковое число допустимо только в примерах на вычитание.

Применять это правило в примерах на сложение нельзя. Если увеличить на одинаковое число слагаемые в примере, сумма изменится.

(11 - 3) равняется (10 - 2) равняется (18 - 10)

НО

(11 + 3) не равняется (10 + 2) не равняется (18 + 10)

ПЕРЕНОС

Этот способ можно применять к примерам на сложение.

49 + 16 = 65

Единичка от числа 16 переносится на число 49. В результате считать в уме становится гораздо легче.

50 + 15 = 65

Другие примеры:

13 + 19 = 12 + 20 = 32 (единичка отнимается от 13 и прибавляется к 19)

27 + 58 = 25 + 60 = 85 (двойка отнимается от 27 и прибавляется к 58)

34 + 57 = 31 + 60 = 91 (тройка отнимается от 34 и прибавляется к 57)

РАЗБИВКА ОДНОГО ИЗ СЛАГАЕМЫХ

Когда сумма слагаемых превышает сотню, ребенок может испытывать затруднения в устном счете. Счет в уме в этом случае облегчит способ разбивки одного из слагаемых на два числа, одно из которых дополняет другое слагаемое до сотни.

80 + 67 = 80 + (20 + 47) = (80 + 20) + 47 = 100 + 47 = 147

ОТДЕЛЕНИЕ РАЗРЯДА ЕДИНИЦ ПРИ ВЫЧИТАНИИ

80 - 67 = 80 - 60 - 7 = 20 - 7 = 13

КОМБИНАЦИИ РАЗНЫХ СПОСОБОВ

78 - 49
79 - 50 (прибавление к числам единицы)
70 - 50 + 9 = 20 + 9 = 29 (отделение разряда единиц)

79 + 68
80 + 67 (перенос единицы с числа 68 на число 79)
80 + 67 = 80 + 20 + 47 = 100 + 47 = 147

Аналогичными способами легко складываются и вычитаются в уме и трехзначные числа.

157 + 238
(100 + 200)
300 + 57 (+3) + 38(-3) (перенос тройки с 38 на 57)
300 + 60 + 35
300 + 95 = 395

387 - 129
(300 - 100)
287 (+1) - 29 (+1) (прибавление единицы к уменьшаемому и к вычитаемому)
288 - 30 = 258

419 - 297
(400 - 200)
219 (+3) - 97 (+3) (прибавление тройки к уменьшаемому и к вычитаемому)
222 - 100 = 122

Вы можете самостоятельно составить примеры на каждое правило и отработать устные вычисления с ребенком. Составляя примеры, постепенно увеличивайте сложность заданий. Чтобы ребенок, выполняя ваши задания, не испытывал трудностей. Чтобы ребенок чувствовал, что у него все отлично получается.

И главное. Не разрешайте ребенку пользоваться калькулятором, карандашом и бумагой для вычисления суммы и разности двузначных и трехзначных чисел.

УПРАЖНЕНИЕ "МУХА" (ТРЕНИРОВКА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ)

Чтобы ребенок успешно осуществлял разнообразные умственные действия, необходимо тренировать у него устойчивость внимания. Внимание в норме обладает способностью самопроизвольно переключаться. Ребенок начинает что-то делать в уме, но внимание перескакивает на что-то другое и начатое умственное действие прерывается.

Упражнение "Муха" позволит вам постепенно натренировать устойчивость внимания ребенка. Время выполнения упражнения следует увеличивать постепенно. В первые дни занимайтесь по 1-2 минуте. Затем увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. В любом случае следите за тем, чтобы ваш ребенок не уставал. Поддержание внимания на выполнении умственных действий требует больших затрат энергии.

Сначала объясните ребенку смысл выполнения упражнения (смысл игры). Нарисуйте на бумаге клетчатое поле из 9 клеточек (3 х 3).

     
 
Ж
 
     

В центре нарисуйте муху. Ребенок должен представить это игровое поле у себя в воображении. Вы будете последовательно давать ему одну из четырех команд: вверх, вниз, налево, направо.

Ребенок должен удерживать клетчатое поле в своем воображении и в соответствии с вашими командами перемещать муху по клеточкам.

После выполнения нескольких команд попросите ребенка показать (на чистом клетчатом поле) где сейчас находится муха.

Например: вниз, направо, вверх, вверх, налево, вниз. Где сейчас находится муха? Покажи.

Постепенно увеличивайте количество команд и количество серий команд. Следите за тем, чтобы ребенок отслеживал перемещение "мухи" исключительно в своем воображении. Подглядывать на нарисованное клетчатое поле нельзя.

Когда на поле из девяти клеточек ребенок будет отслеживать перемещение "мухи" слишком легко, увеличьте размер игрового (воображаемого) поля до 16 клеточек (4 х 4).

Если и это не будет вызывать трудностей у ребенка, вы можете увеличить размер воображаемого поля до 25 клеточек (5 х 5).

Если ребенок немного устал от вашей игры, поменяйтесь с ним ролями. Пусть теперь он дает серии команд, а вы в воображении отслеживайте перемещение "мухи". Иногда и взрослым данное упражнение бывает весьма полезным.

"ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ"

Самое простой прием запоминания в мнемотехнике - это прием "Цепочка". Вам достаточно объяснить ребенку правила соединения двух образов в воображении, и ребенок сразу получит результат: он сможет безо всякой тренировки последовательно запоминать десятки слов, воспринимаемых на слух. Такая "феноменальная" память обычно очень вдохновляет детей, и они с удовольствием играют в эту игру.

Как запоминать

Образы следует соединять парами. Самый надежный способ запоминания - это когда второй образ пары проникает в первый образ пары. Допустим, нужно соединить апельсин и карандаш. Ребенок должен представить в воображении как карандаш протыкает апельсин. Объясните ребенку, что когда он будет вспоминать эту картинку, сначала нужно назвать образ "апельсин", а затем "карандаш", который находится внутри апельсина.

Чтобы запомнить связь между словами "карандаш" и "автомобиль", пусть ребенок представит карандаш очень большим, в виде трубы, внутри которой находится автомобиль с включенными фарами.

Чтобы запомнить связь между словами "автомобиль" и "жираф", нарисуйте в воображении ребенка следующую картинку: из окна автомобиля торчит шея жирафа.

Чтобы соединить "жирафа" и "фотоаппарат", "вмонтируйте" фотоаппараты в глаза жирафа: у жирафа из глаз торчат объективы.

Как вспоминать слова по картинкам

Объясните ребенку, что ничего специально вспоминать не нужно. Пусть просто вспомнить первую картинку (напомните ее ребенку). Первая картинка - апельсин. Чтобы вспомнить следующее слово, ребенок должен внимательно рассмотреть апельсин в своем воображении. Он сразу увидит карандаш. Затем нужно оставить в воображении только карандаш и рассматривать его внимательно. Сразу вспомнится автомобиль. В воображении следует оставить только образ автомобиля. Тогда в голове появляется жираф, которого вы туда посадили. Теперь оставьте в воображении только образ жирафа и внимательно его рассмотрите. Вы сразу вспомните, что вместо глаз у жирафа - фотоаппараты.

Подбирайте для этого упражнения простые слова, чтобы ребенок мог легко представить их в виде конкретных зрительных образов.

Начинайте упражнение с 10 слов. В дальнейшем, если ребенок будет проявлять интерес к этой игре, вы можете увеличивать количество запоминаемых слов. Обычно, запоминать на слух более 50 слов уже становится скучно. Но если вам не лень составить список из 100 слов, ваш ребенок с удовольствием их запомнит под диктовку. Диктуйте слова не слишком быстро. Делайте паузы между словами примерно 10 секунд.

Примеры слов для запоминания

яблоко - авторучка - телефон - ворона - мотоцикл
фотография - гиря - слон - вилка - книга
гитара - настольная лампа - кассета - дерево - куртка
компакт-диск - тетрадь - ластик - котенок - кукла
машинка - носок - лыжи - магнитофон - дверь
ванна - голубь - свисток - светофор - солнце
журнал - ключи - вишня - колесо - майка
подушка - мыло - руль - конфета - кепка
телевизор - чашка - березка - бабочка - шнурки
веник - колбаса - окно - кукла - пакет молока

Что тренирует это упражнение

Ребенок на практике убеждается, что запоминание - это сознательное действие. Ничего само по себе запоминаться не будет.

Ребенок понимает, что для эффективного запоминания нужно преобразовывать слова в образы и соединять образы в воображении.

Это упражнение хорошо тренирует устойчивость внимания и развивает визуальное мышление.

ВООБРАЖАЕМАЯ КАРТИНА

Это групповое упражнение. Для игры нужно несколько человек. Смысл упражнения заключается в том, чтобы словами рисовать картину на чистом листе бумаги.

Например, взрослый берет в руки чистый лист бумаги и говорит: "Я нарисовал в верхнем левом углу солнышко". Затем следует передать чистый лист бумаги второму участнику игры. Он говорит: "А я нарисовал внизу синее море". Чистый листок передается третьему участнику игры: "По небу плывут облака и летают чайки".

Листок снова берет взрослый: "По морю плывет большой пароход". Второй участник: "Я нарисовал пляж с разноцветными зонтиками в нижнем правом углу".

И так далее, пока картина не будет "нарисована".

После этого следует дать чистый листок бумаги одному из участников игры (одному из ваших детей или его приятелей) и путь он самым подробным образом опишет то, что нарисовано на "картине".

Данное упражнение отлично развивает визуальное мышление и умение рассказывать по представляемым в воображении зрительным образам. Это умение является важнейшим для формирования способности пересказывать своими словами текстовой материал.

Упражнения "Муха" и "Воображаемая картина" позаимствованы из книги Н.В.Цзен, Ю.В.Пахомова "Психотренинг: игры и упражнения", Москва, Физкультура и спорт, 1988.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.