Воскресенье, 18.08.2002. Выпуск 14

ПАМЯТЬ И РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

"Осмысленное" запоминание и "механическое" запоминание. В психологической литературе для обозначения этих понятий обычно используются другие слова. Говоря об осмысленном запоминании, психологи обычно употребляют слова "память", "сознание", "осознание", "осмысление". А под механическим запоминанием подразумевается "реминисценция".

Спор о том, какое запоминание лучше - осмысленное или механическое - бессмысленный. Так как нельзя противопоставлять память реминисценции. Это как "темное" и "светлое", "холодное" и "горячее". Человек использует в учебе и в жизни и то и другое. При обучении запоминанию необходимо учиться и осмысленному запоминанию и механическому.

Вот как толкует слово "память" Пьер Жане (Эволюция памяти и понятия времени, 1928 г.): "Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков".

Под "реминисценцией" Пьер Жане понимает автоматическое повторение действий, которые часто не зависят от внешних обстоятельств. Реминисценция - это жесткая программа, которая не изменяется внешними стимулами.

В своей книге "Эволюция памяти и понятия времени" П.Жане описывает реминисценцию на примере клинического случая, когда у больной пропала нормальная (осознанная память) и вместо нее возникли приступы реминисценции. Другими словами, больная была сомнамбулой, вставала по ночам, подходила к кровати (на которой не так давно умерла ее мать) и осуществляла серию повторяющихся действий: плакала, причитала, поправляла бельё, что-то говорила. В момент приступа лунатизма "реминисценция ни к кому не была обращена по той простой причине, что больная никого не слышала, никому не отвечала и вела себя во время этих приступов точно так же, как и когда бывала одна…"

Однако это крайние, болезненные случаи проявления автоматического поведения. Как проявляется реминисценция у здорового человека? Нужна ли она нам?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно в течение дня понаблюдать за собою или за своими близкими. Большинство действий человека - хорошо автоматизировано. Понаблюдайте за тем, как человек кушает. Как осуществляется утренний ритуал умывания, вечерний ритуал подготовки ко сну. Понаблюдайте за тем, как после обеда многие люди, буквально как роботы, направляются в курилку. При этом они часто делают одни и те же движения, говорят одни и те же фразы.

Фразы… Реминисценция проявляется и здесь. Речь человека высоко автоматизирована. Разница лишь в том, что у одних людей автоматических фраз больше, у других - меньше. Одни люди используют в речи фразы из рекламных роликов, другие - из художественной литературы. Если длительное время общаться с одним и тем же человеком, то вы заметите, что его речевые конструкции начинают повторяться. И чем больше вы общаетесь с человеком, тем более он вам напоминает заезженную пластинку, повторяющую через 360 градусов одну и ту же фразу. Внимательные люди в этом сразу увидят одну из причин психологической несовместимости.

Есть даже такой специальный метод в психологии - установление авторства книги, статьи. Авторство определяется именно по часто повторяющимся сочетаниям слов. Из этого складывается "неповторимый стиль автора".

Где еще мы можем увидеть проявления реминисценции - автоматических, неосознанных действий? Заглянем в школу на урок литературы. Школьник стоит у доски и рассказывает стихотворение: "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок…" Что это? Осмысленное припоминание? Конечно, нет. С таким же успехом школьник смог бы зазубрить и стихотворение на совершенно незнакомом (японском) языке: "Кимива обоэтэ иру кочира оно щирои буранко, кадзэни фукаратэ футаридэ юрэта, оно щирои буранко…" В первом случае он понимает, о чем речь, во втором случае - нет. Но сам процесс воспроизведения стихотворения - это чисто механическое действие, не нуждающееся в осмыслении.

Заглянем на урок математики. Учительница учит: "Зубрите формулировки как стихотворение!" "Зачем?", - спрашивают ученики. "Тогда вы сможете их пересказать и написать в контрольной работе". И ученики зубрят. Но понимают ли они при этом, что обозначают повторяемые ими слова? И как долго зазубренное определение сохранится в памяти?

Бездумное заучивание формулировок и определений - это еще один пример механического запоминания, т.е. реминисценции.

Чем занимаются ученики в музыкальной школе, где обучение идет по классической методике? Они зубрят музыкальные произведения. В среднем, за три-четыре месяца, юный пианист или баянист может вызубрить 3-4 пьесы. Учителя добиваются от своих учеников безукоризненно точного воспроизведения. Тогда, по их, мнению, ученик сможет думать над нюансами, над темпом, над акцентами, над "душой" произведения. Но само произведение воспроизводится всегда абсолютно точно, т.е. механически, автоматизировано. Любые отклонения от нотного текста автора считаются ошибками.

Существуют и другие методики обучения музыке, где от учеников не только не требуется точное запоминание нотного текста, но даже запрещается это делать. По такой методике обучают, например, искусству джазовой импровизации. Джазовый музыкант думает при исполнении музыкальной пьесы. Практически он ее сочиняет каждый раз заново, изменяя мелодию и даже гармонию, подстраиваясь к реакции публики и к игре других музыкантов.

Если мы заглянем в спортивную секцию или танцевальный клуб - мы снова встретимся с зубрежкой - с процессом формирования автоматизированных действий. Во многих видах обучения именно механическое, бездумное запоминание является главной целью обучения. И достигается эта цель достаточно просто - огромным количеством повторений одних и тех же действий, слов, фраз.

Главное в реминисценции то, что она не нуждается в понимании. Ученик может воспроизводить стихотворение, формулировку, понятие, определение, отрывок художественного произведения, последовательность движений, музыкальное произведение, совершенно не понимая их смысла. И после сдачи очередного зачета школьник навсегда забывает зазубренную формулировку, так и не поняв, о чем в ней говорилось.

У человека, находящегося в глубоком гипнозе, спрашивают: "Как твоё имя?" После небольшой паузы сомнамбула говорит своё имя приглушенным, загробным голосом. Это ещё один пример автоматического воспроизведения фраз. Вопрос служит стимулом, и в качестве реакции воспроизводится фраза, прочно связанная в мозге с этим вопросом. Сам человек, разумеется, не осознает своих действий и ничего не помнит после пробуждения.

Само по себе умение воспроизводить длинные фразы не является особенно ценным. Ведь и попугай способен точно воспроизводить слова и фразы. Но вряд ли он понимает смысл того, о чем говорит. Он даже может случайным образом поменять местами слова во фразе так, что получится смешно. Но это совсем не говорит о том, что у попугая есть чувство юмора. Как видите, речь не является чем-то особенным, присущим только человеку, и умение повторять фразы еще не говорит об интеллекте.

Есть даже специальное "Пособие для докладчиков" - как-нибудь опубликую его на сайте - это таблица из четырех колонок, где фразы подобраны так, что их можно свободно комбинировать, и при этом будет получаться внешне осмысленная фраза. С помощью такой таблицы можно говорить на собрании несколько часов без остановки. И все будет слушаться достаточно умно и даже остроумно.

Специально обученные обезьяны могут выражать свои мысли и желания вообще без речи (они ведь не могут говорить по физиологическим причинам). С помощью небольшого набора карточек, обозначающих определенные предметы или действия, обезьяны могут обращаться к человеку. Так, в книжках пишут, что одна мартышка, долго смотрелась в зеркало, затем подобрала нужные карточки, и сообщила с их помощью человеку: "Смотри, в зеркале Я". Более того, та же обезьяна научила выражать мысли с помощью карточек своего детеныша. Совершенно самостоятельно, без помощи человека.

Чем же отличается от механического воспроизведения осознанное, осмысленное припоминание? Приведем несколько примеров из мнемотехники - именно эта дисциплина учит запоминать информацию осмысленно, в отличие от бездумной педагогической зубрежки. Но сразу следует оговориться, что мнемотехника не отвергает полностью автоматическое заучивание. Но делает его контролируемым и обязательно дополняет осмыслением автоматически воспроизводящего действия, фразы.

Позволю себе напомнить вам, что мнемотехника целиком и полностью основана на тренировке мышления и внимания. Это само по себе должно уже о чем-то говорить.

Как мнемотехника рекомендует запоминать тексты, формулировки, определения? Учить их дословно? Ни в коем случае!

Первое, ученик должен понять смысл. Это значит, что в воображении должна быть сознательно создана "картинка", которая описывается словами текста, формулировкой или определением. Затем мнемотехника настаивает на том, чтобы ученик разными словами мог описать одну и ту же картинку, при этом, не изменяя смысла формулировки.

Как запоминать последовательность абзацев текста? Педагогика и психология здесь вообще ничего не предлагают. В мнемотехнике этот вопрос решается элементарно просто. Каждый абзац символизируется зрительным образом и образы, обозначающие абзацы текста, легко запоминаются в четком порядке.

Что делать, если в тексте встречаются точные сведения - имена, названия, числовые сведения? Психологи и педагоги в этом случае становятся в защитную позу и заявляют, что даты и названия могут воспроизводить только умственно отсталые люди. Нормальному человеку главное понимать (???), а запоминать такую ерунду (как, например, названия стран и городов в географии) - совсем необязательно. В педагогике проблема с точными сведениями решается слишком просто. Их не нужно запоминать, так как никто такие сведения не будет спрашивать на зачете или экзамене.

Мнемотехника позволяет запоминать точные сведения в тексте не просто совершенно точно, но даже в том же порядке, в каком они встречаются в абзаце текста. Что получается в результате? Конечно, текстовой материал, запомненный методами мнемотехники, не воспроизводится абсолютно точно, как этого можно добиться зубрежкой. Зато можно запомнить несравненно больший объем текстовых сведений, и при этом они будут сохранены в мозге неограниченно длительное время. Сам же процесс запоминания текстов носит в мнемотехнике осмысленный характер. Человек четко представляет в образах смысл запоминаемой информации, специальные (искусственные) приемы используются в тех случаях, когда природная память человека оказывается бессильной - это фиксация последовательности абзацев и запоминание точных сведений.

Если текст, запомненный методами мнемотехники, будет хорошо закреплен в памяти путем нескольких мысленных повторений, то информация может воспроизводиться так точно, что со стороны кажется, будто человек видит в воображении страницу текста и читает по ней. Из этого, по-видимому, возникли у психологов легенды о том, что некоторые люди могут запечатлевать страницу с текстом. На самом деле текстовые сведения фиксируются в памяти с помощью зрительных образов, обозначающих смысл абзацев, последовательность абзацев, точные сведения каждого абзаца.

Мнемотехника использует и реминисценцию - автоматические действия. Это, в частности, применяется при заучивании фраз на иностранном языке, при точном запоминании формулировок. Например, статьи конституции. Этот метод не является новым. Более того, он стар как мир и описывается уже Квинтилианом. Именно он, в отличие от Цицерона, настаивал на точном воспроизведении формулировок. Цицерон и Квинтилиан не понимали друг друга, говорили о разных вещах. В одних случаях действительно необходимо запоминать формулировки очень точно, дословно. В других случаях - пересказ учеником параграфа учебника - дословное запоминание совершенно не нужно.

Технически дословное запоминание фраз осуществляется так. Фразу сначала необходимо осмыслить, то есть представить в воображении то, о чем в ней говорится. Затем из этой сюжетной картинки выбирается главный образ, главная мысль. На фоне этого образа фраза многократно проговаривается мысленно или вслух. Сам образ запоминается на заранее подготовленную систему опорных образов, обеспечивающих безошибочное припоминание последовательности.

Таким образом, запомненный образ служит стимулом, а автоматически воспроизводимая фраза - реакцией. Когда мнемонист воспоминает последовательность образов, то, как реакция на них, следует точное припоминание ранее заученных фраз. Единственное, на что стоит обратить внимание в этой технике, так это на то, что фразы будут запоминаться хорошо только в том случае, если вы хорошо знаете слова, которые в них используются. Поэтому трудно запоминать фразы, смысл которых вы не понимаете. Если речь идет о запоминании фраз на иностранном языке, то сначала следует запомнить слова, в них используемые.

В процессе обучения возникает необходимость использования как осмысленного запоминания (создание образов в воображении), так и механического запоминания (заучивание последовательности слов, действий). При этом в мнемотехнике любое механическое запоминание обязательно "разбавляется" осмыслением, обогащается зрительными образами. За счет этого механическое запоминание осуществляется быстрее и качественнее.

У реминисценции есть интереснейшая особенность. Если какое-то автоматическое действие оказывается запущенным, то оно имеет тенденцию реализовываться до конца. Об этом хорошо сказано у Хазанова: "Он что курит? Нет. Только когда выпьет. Так он еще и пьет? Только когда в карты проиграет".

Здесь содержится понимание того, почему человеку так трудно расстаться со своими привычками, почему одно действие запускает другое. Здесь же мы сталкиваемся с понятиями ригидности и пластичности мышления. Некоторые люди действуют как роботы. Из-за жесткого ритуального поведения (утреннее умывание, например) постоянно опаздывают на работу (это ригидность, закостенелость мышления). Другие люди обладают очень пластичным мышлением, постоянно меняют свои взгляды, привычки, поведение. Чем очень раздражают ригидных людей, которые навсегда застыли в своем развитии и сузили свой диапазон изменчивости, приспособляемости (говоря языком дарвинизма).

Основной механизм этих психологических явлений - реминисценция, автоматически реализуемая программа действий. И, в частности, ее интереснейшая особенность - будучи запущенной, программа стремится к завершению, к полной "прокрутке". Вспомните, например, навязчивые песенки, которые "прилипают" и сами крутятся в голове. На этом механизме - полное завершение автоматической программы - основано дословное запоминание фраз в мнемотехнике. Стоит вспомнить образ, как тут же вспоминается фраза и сама "прокручивается" в голове. Вы наверняка хорошо знакомы с этим явлением. В психологии оно еще называется антиципацией и является одним из главных методических приемов при обучении скорочтению.

Понаблюдайте за своим воображением: "Не слышны в саду…", "Темная ночь….", "И тогда наверняка, вдруг…".

Обобщим вышесказанное об осмысленном и механическом запоминании. Для лучшего понимания проиллюстрируем это примерами.

Ученик воспроизводит письменно или устно заученное стихотворение. Это пример механического, бездумного запоминания. Стихотворение всегда воспроизводится одинаково. Тот же ученик пишет сочинение на тему "Как я провел лето". Это пример осмысленного припоминания, основанного на зрительных образах. Ученик вспоминает "картинки" и описывает их словами. Никогда человек не сможет написать одно и то же сочинение совершенно одинаково. Будет сохранен лишь смысл. Фразы подбираются каждый раз заново, когда возникает необходимость преобразовать припоминаемые образы в слова.

Другой пример. Пусть нужно запомнить формулировку: "Пояс Кьюпера - это внешняя область солнечной системы, за орбитой планеты Нептун, где скопилось большое количество ледяных глыб, способных стать кометами".

Если ученик попытается зазубрить формулировку (как фразу на незнакомом языке), то это будет пример бездумного, механического запоминания, основанного на том, что речевой анализатор человека способен хорошо запоминать небольшие фразы. Образы при этом не используются.

Как рекомендует запоминать формулировки мнемотехника? Необходимо создать в воображении иллюстрацию того, о чем говорится в формулировке. Нужно представить в воображении Солнце, девять планет солнечной системы, обратить внимание на восьмую планету (Нептун), для надежности обозначить её трезубцем Нептуна. Затем необходимо увидеть в воображении огромные ледяные глыбы, летающие по орбите вокруг солнца между восьмой и девятой планетой. И представить, как эти глыбы сталкиваются, слетают с орбиты и начинают летать вокруг солнца по растянутой орбите. Заодно фиксируется с помощью зрительных образов название пояса (Кьюпер) и последовательность формулировки, в том случае, если запоминается сразу несколько десятков формулировок.

Это пример осмысленного запоминания, используемого в мнемотехнике. При воспроизведении формулировки ученик вспоминает не слова, а именно созданную в воображении картинку, и по ней каждый раз заново создает словесное описание. Дословного воспроизведения формулировки в этом случае мнемотехника не требует. Главное - точная передача смысла, пространственно организованной комбинации зрительных образов.

Аналогичным образом запоминаются и другие виды информации: сложные знаки, иероглифы, иностранные слова, формулы, текстовые сведения, основные положения книг и т.п. Главное в мнемотехнике - это понимание, осмысление, представление в образах. Без понимания запоминание превращается в механическую зубрежку, реминисценцию, бездумное повторение слов и фраз.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.