Вторник, 13.08.2002. Выпуск 12

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МНЕМОТЕХНИКИ

На сайте Mnemonikon большое количество учебного материала. Поэтому, наверное, в нем трудно разобраться сразу. Я бы хотел в этом выпуске рассказать о самом главном, на чем основывается мнемоника, для чего она вообще существует.

Чтобы там ни говорили о ведущих анализаторных системах специалисты по НЛП, мне кажется очевидным, что запоминание информации любым человеком осуществляется на основе зрительного анализатора. Даже у слепого человека: ему глаза вполне заменяют руки - второй орган зрения. Ощупывая предмет руками, человек может создать в воображении достаточно четкий образ предмета.

Основной механизм памяти, в двух словах, очень прост. Когда вы видите соединенные образы или когда вы представляете в воображении соединенные образы, мозг очень быстро фиксирует связь между ними. Для фиксации связи достаточно всего нескольких секунд.

Именно благодаря этому механизму человек запоминает интерьер помещения, ориентируется на местности.

Когда вы читаете книгу, слова создают в вашем воображении комбинации соединенных образов. Связи между образами фиксируются мозгом очень быстро. По припоминаемым картинкам человек пересказывает только что прочитанный текст. Именно поэтому пересказ текста - всегда приблизительный (своими словами).

У памяти человека есть четыре основных недостатка, для компенсации которых и придумали мнемотехнику - технику запоминания.

1. Связи между образами, созданные мозгом автоматически (во время прогулки по улице, в процессе чтения книги) - разрушаются очень быстро, уже через один час. Это значит, что прочитанную газетную статью вы будете вспоминать все хуже и хуже с увеличением интервала времени, прошедшего после прочтения. Пока не забудете совсем.

2. Если воспринимаемые элементы информации не вызывают в воображении зрительных образов, то мозг не может установить связи автоматически. То есть, не может запомнить. Если в тексте встречаются даты, числовые сведения, названия, фамилии, то после прочтения книги человек не может вспомнить такую информацию. Это каждый знает по собственному опыту. Если не верите, попробуйте запомнить по порядку 10 автомобильных номеров, которые вы увидите на улице.

3. Мозг человека не умеет запоминать последовательность информации. Например, нам трудно пересказать текст так, чтобы не нарушать последовательность абзацев. Человек не может воспроизвести хронологическую таблицу или список телефонных номеров строго в порядке запоминания.

4. При естественном запоминании на образуемые мозгом связи оказывают значительное влияние ощущения от собственного тела. Например, человек запоминает информации при нормальном атмосферном давлении, но через несколько дней атмосферное давление резко понижается. Это сказывает на работе зрения. В мозг начинают поступать несколько измененные стимулы. Выработанные ранее связи оказываются недоступными, появляются провалы в памяти.

Это можно иллюстрировать простым примером. Допустим, вы создали связь S1 - R1. S - это стимул, R - это реакция (воспоминание, возникающее в связи с воспринимаемым стимулом). Любые внешние стимулы всегда искажаются самой воспринимающей системой. Если работа зрения будет изменена, то при восприятии того же стимулу S1, в мозг будет поступать другой стимул S2, с которым не установлена никакая связь, и реакции (воспоминания) не последует.

Поэтому частые мелкие провалы в памяти могут объясняться просто резкой сменой погодных условий или заменой привычного режима питания. Согласитесь, для вашего организма не всё равно, пьете ли вы чистую воду или кофе с сахаром.

Мнемотехника не заменяет вашу память, но дополняет ее, позволяя:

Основной принцип запоминания очень простой.

Запоминание в мнемотехнике осуществляется на основе естественных механизмов памяти мозга. В мнемонических методах нет ничего искусственного.

Прочитайте предложение: "В корзине, которая стоит на стуле, лежит три белых гриба и два апельсина". Вы легко сможете повторить эту фразу. Как вы ее повторяете? Вы вспоминаете комбинацию образов, которые были созданы вашим мозгом при чтении предложения. Мозг запомнил связи между образами. Пока связи будут сохранены в мозге, вы сможете вспоминать эту картинку и по ней легко воспроизведете предложение.

При этом в предложении вы можете менять местами слова, но смысл - пространственно организованная картинка - останется тем же. Пример. В корзинке лежит два апельсина и три белых гриба. Корзинка стоит на стуле.

Из этого простого примера видно, что дословное запоминание текста - не имеет смысла. Главное построить предложение так, чтобы правильно передать первоначальную "картинку", обеспечивающую понимание.

Но что происходит, когда вы воспринимаете следующее предложение: телефон стоматологической поликлиники номер пятьдесят шесть: триста один, двадцать шесть, восемьдесят девять?

В лучшем случае в вашем воображении промелькнет какой-нибудь образ, связанный со стоматологической поликлиникой. Но при восприятии слов, обозначающих цифры, в воображении не будет возникать зрительных образов, таких, какие возникают при чтении слов: книга, душ, веревка.

Образов нет, следовательно, мозг не может установить связи. Мы не в состоянии повторить телефонный номер уже через несколько секунд после его прочтения.

Что рекомендует мнемотехника в этом случае? Нужно преобразовать запоминаемую информацию на язык мозга, то есть в зрительные образы. Тогда мозг сможет образовать связи и запомнить.

Любые запоминаемые сведения состоят из элементов. И смысл запоминания заключается в соединении разных элементов одной информации. При восприятии предложения (про корзинку) - это происходит автоматически. Но при восприятии телефонного номера вам нужно специально выделить элементы - стоматологическая поликлиника, № 56, 301, 26, 89, преобразовать их в зрительные образы - кресло, пиала, книга, душ, веревка. И сознательно соединить эти образы в своем воображении. При этом образ "кресло" будет центральным, а остальные образы будут "развешаны" последовательно на разных частях образа "кресло".

Такая картинка, в которой закодированы в образы элементы запоминаемой информации, называется в мнемотехнике искусственной ассоциацией. На создание подобной ассоциации требуется всего несколько секунд. Ваш мозг способен создавать и запоминать такие картинки сотнями и даже тысячами.

Чтобы эффективно искать информацию в памяти, память предварительно "форматируется". В мозге создается последовательная система простых образов, которые очень хорошо заучены и всегда припоминаются в одинаковом порядке.

Любая создаваемая ассоциация связывается с таким вспомогательным образом. В дальнейшем, просматривая сотни вспомогательных образов, мнемонист просматривает сотни ассоциаций. И по ним читает информацию: телефонные номера, анекдоты, основные положения книг, лекций, докладов, таблицу Менделеева, или статьи конституции. Можно запоминать абсолютно любые сведения.

Процесс мнемонического припоминания совершенно не похож на обычное припоминание, когда не известно вспомним мы что-то, или нет. Человек, обученный технике запоминания, в буквальном смысле слова просматривает информацию в своем воображении. Так, как вы просматриваете фотографии на экране компьютера. И телефонные номера не вспоминаются в привычном смысле этого слова. Они просто читаются из воображения. Правда, записаны они там не цифрами, а в ассоциациях - в комбинациях зрительных образов, каждый из которых что-нибудь обозначает.

Обучение мнемотехнике - это, прежде всего, обучение кодированию элементов информации в зрительные образы. Необходимо научиться быстро преобразовывать слоги, названия, числа в простые и удобные для запоминания "картинки".

Второй этап запоминания - формирование навыка образования ассоциации. Образы необходимо соединять в воображении по определенным правилам, чтобы в голове не образовалась "каша" из образов.

Следующий этап запоминания в мнемотехнике - это запоминание последовательности информации. Существует десятки схем построения систем вспомогательных опорных образов, на которых фиксируются запоминаемые сведения.

И последний, четвертый, этап запоминания - сохранение информации в мозге. Любые связи, созданные мозгом, разрушаются самостоятельно и очень быстро. Мнемотехника учит сохранять созданные в мозге связи пожизненно. Это избавляет вас от повторного запоминания информации.

Всё, о чем я только что рассказал, подробно описано в учебнике мнемотехники на сайте. На мой взгляд, особенно важно осознать механизмы памяти человека. Из них просто логически вытекают правильные методы запоминания.

Я надеюсь, теперь вам проще будет ориентироваться в материале сайта. Мнемотехника - очень простая дисциплина. Особенно, когда разберетесь в ее основных принципах.

Прощаюсь с вами до новых выпусков рассылки.

Заходите на сайт, читайте, учитесь, тренируйтесь. Памяти много не бывает. Скоро новый учебный год. Мнемотехника позволит вам превратить скучное обучение в увлекательное соревнование: кто быстрее и больше запомнит.

Всего вам наилучшего.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.