Понедельник, 15.07.2002. Выпуск 5

ЗАЧЕМ ЗАПОМИНАТЬ?

В истории известны люди, обладающие феноменальными вычислительными способностями. Строго говоря, дело не в способностях, а в умении производить в уме сложные вычисления. В принципе, технике устного счета может обучиться каждый человек. Но совершенства в этом искусстве достигают единицы - те, кто посвятил этому всю свою жизнь и настойчиво тренируется каждый день.

Но с появлением дешевых калькуляторов, способных производить сложнейшие вычисления, необходимость вычислять в уме квадратные и кубические корни многими была поставлена под сомнение. Конечно, это отличная гимнастика для ума. Но оправдываются ли затраченные на обучение усилия? Не проще ли в случае необходимости воспользоваться калькулятором?

Не наблюдается ли аналогичное явление в мнемотехнике? Оправдываются ли усилия, которые человек затрачивает на обучение технике запоминания? Может проще записать телефонные номера в записную книжку? Компьютер позволяет хранить огромные массивы информации. Даже традиционные бумажные издания «забеспокоились». Не вытеснят ли электронные средства массовой информации и компакт-диски с записанными на них книгами традиционные книги и журналы? Уже сейчас совершенно очевидно, что информация, получаемая в электронном виде - на порядок дешевле бумажной, а то и вовсе бесплатная. Появилась возможность практически бесплатно собирать дома библиотеки, конкурирующие по объему с районными библиотеками.

По объему запоминаемой информации возможности мнемотехники нельзя сравнивать с компьютером. Очевидно, что такое сравнение будет не в пользу мнемотехники. Техника запоминания позволяет сохранять в памяти относительно небольшие объемы информации, в пределах записной книжки или конспектов.

Мне кажется, технике запоминания не грозит участь техники устного счета. Скорее наоборот. Потребность в навыке запоминания будет возрастать с развитием информационных технологий.

1. Вы можете установить у себя на компьютере программы-переводчики. Но пока не созданы электронные синхронные переводчики, с помощью которых вы могли бы свободно общаться с иностранцем, необходимость изучения иностранного языка остается в силе. Чтобы быстро выучить иностранный язык - владение техникой запоминания не помешает.

2. Когда информация хранится на внешних носителях, человек привязан к блокноту, электронной записной книжке, компьютеру, обычным бумажным книгам, журналам. Если вас лишить внешних носителей информации, то вы не сможете пользоваться этой информацией - ее нет в голове. Простейший пример информации, которую предпочтительно хранить именно в памяти - это телефонные номера и разнообразные коды. Удобство заключается не только в том, что нужные сведения всегда при вас, но и поиск телефона или кода в памяти осуществляется мгновенно. Информацией удобнее пользоваться, когда она быстро извлекается из памяти. Когда вы вспоминаете телефонный номер, вы не теряете контроль над ситуацией на дороге, если в этот момент ведете автомобиль.

3. Информационная безопасность. Есть много информации, которую вообще не стоит нигде фиксировать. С одной стороны, записанные сведения всегда может прочитать другой человек. С другой стороны, если информация вообще нигде не зафиксирована, то о ней никто не будет даже беспокоиться. Для других людей ее как бы не существует. Ее никто не будет искать. Информация-невидимка. С чего начинаются сцены ревности? Жена нашла в записной книжке женское имя... Так сделайте так, чтобы она его никогда не нашла: храните в памяти.

4. Записанная информация выдает ваши намерения. Если ваши намерения известны окружающим, то они имеют реальную возможность помешать вам осуществить эти намерения. Вы теряете сразу двух козырей: возможность спокойно реализовывать свои планы и внезапность действия. Помните поговорку «Меньше знает, лучше спит»?

5. Вы не сможете пользоваться информацией, пока ее нет в вашей голове. Чтобы применять на практике рекомендации из какой-нибудь книги, вам придется держать эту книгу постоянно на письменном столе («настольная книга»), или носить книгу с собой.

6. Из-за неумения запоминать процесс обучения простейшим специальностям растягивается на многие годы. Усвоение знаний происходит путем бесконечно долгого пережевывания одного и того же. Авось, что-то и отложится. Прямая запись информации в мозг позволяет качественно ускорить процесс обучения.

7. Самое главное заключается в том, что если вы специально не запоминаете информацию, вы не только не можете ею пользоваться, но не способны замечать целый ряд явлений (выборочная слепота). Человеческий мозг работает по принципу «Стимул-реакция». Если связь не образована в вашем мозге, то при поступлении в мозг стимулов никаких реакций возникать не будет - стимулы не воспринимаются.

Человеческий мозг - это сложная резонансная система. Очень красивую аналогию этому дает Карлос Кастанеда устами Дон Хуана. Тот учит: человеческое существо подобно энергетическому яйцу, в котором много тонких светящихся нитей. Еще большее количество святящихся нитей находится снаружи этой оболочки. И человек начинает видеть какие-то явления во внешнем мире только тогда, когда его внутренние светящиеся нити резонируют с внешними. Остальных он просто не замечает.

В жизни это можно наблюдать на примерах так называемых предпочтений. Одним людям нравится классическая музыка, другим - поп-музыка, третьим - джаз. По информации, которую предпочитает тот или иной человек, можно с большой вероятностью сделать вывод о содержании его памяти.

Рекламные работники это хорошо знают. Если человеку не показывать часто какой-либо товар, он его не будет покупать просто потому, что человек не будет его замечать. Человек не видит того, чего не знает. Это еще называется "отрицательные галлюцинации".

Понаблюдайте за детьми. В детском мозге еще очень мало связей. И дети не замечают огромную массу информации, которую видят взрослые люди.

Накапливая в своем мозге информацию (связи) человек расширяет диапазон восприятия окружающего мира. В парапсихологии это явление называется «расширенное сознание», «просветление», «ясновидение». Ясновидение - это не предвидение будущего. Это способность видеть связи (информацию), которые не воспринимаются другими людьми.

8. Одна из функций мозга - это функция генерации информации - получение новых связей путем анализа существующих. Но мозг способен анализировать существующие связи только в том случае, если они находятся в голове. Если информации в мозге нет, аналитическая функция мозга не может быть реализована в полной мере.

Для того, чтобы создавать новую информацию, специально учиться не нужно. Достаточно набить мозг точными сведениями. Анализ и сопоставление информации производится мозгом автоматически, в процессе сновидения. Вы, наверное, читали о том, что многие ценные идеи приходят людям во время сна. Мнемотехника позволяет контролировать и этот процесс, и даже объясняет его механизмы.

Основная проблема естественного обучения заключается в том, что связи, образуемые в мозге автоматически при чтении литературы, при обучении на курсах, в школе или институте, очень быстро разрушаются самостоятельно. Мнемотехника дает возможность не только эффективно запоминать большое количество новых связей (информации), но и поддерживать эти связи в мозге, предохраняя их от процесса естественного разрушения (стирания). Без навыка сохранения информации в мозге любое запоминание теряет смысл.

У многих людей существует вульгарное представление о мнемотехнике, как о причудливых способах запоминания цепочек слов и цифр. Боюсь, что такое понимание мнемотехники, почерпнутое из низкопробных книжек о тренировке памяти, в принципе не верно. Мнемотехника - это искусство, которое действительно может изменить вашу жизнь и ваше представление об окружающей действительности. Это искусство образования связей в собственном мозге. С помощью мнемотехники вы можете самостоятельно настроить свой мозг правильно реагировать на стимулы окружающей действительности. И это намного важнее, чем помнить наизусть хронологические таблицы, хотя и такая способность будет не лишней для школьника или студента-историка.

В.Козаренко

(c) 2002, Mnemonikon
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта (mnemotexnika@narod.ru)
Воспроизведение материалов - по согласованию с Козаренко В.А.